Ограниченность рыночного саморегулирования

 
 


Экономическая Социальная

неэффективность несправедливость

Проблема дол- Загрязнение Проблема Тенденция

госрочного окружающей производст- к монопо-

развития эко- среды ва общест- лизму

номики венных благ

Рис. 4-1. Ограниченность рынка и экономические функции государства.

Основные методы государственного регулирования экономики

Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство.

Следует выделить следующие основные формы государственного регулирования современной экономики.

1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из следующих основных элементов.

Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования опасных для общества монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.

Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.

Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.

Законодательство о труде и социальной защите. Речь идет о регулировании взаимоотношений между предпринимателями, наемными работниками и государством - верховным арбитром. Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола предпринимателей, но не лишать их стимулов к экономической активности.

Законодательство об охране природы. Его главные задачи - определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение.

Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм реализации этих прав.

2. Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно тран-спорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага - услуги, потреблять которые может только общество в целом. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса, для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.

3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее “слабых” групп на-селения.

Следует отметить, что в высокоразвитых странах бедные составляют меньшинство граждан, а в России - большинство. В связи с этим социальная политика легко становится разменной монетой в политических баталиях: политические лидеры в борьбе за голоса избирателей часто выступают с инициативами, выполнение которых мало реально.

4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика - это сбор и эффективное использование средств государственного бюджета. Результатами этой деятельности должны стать, во-пер-вых, минимизация дефицита) госбюджета и, во-вторых, эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании массы денег в обращении. Бюджетно-финансо-вая и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие “фискально-монетарная политика” (или "бюджетно-монетарная смесь").

Централизованное планирование как форма государственного регулирования

При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Для достижения планомерности осуществляется комплексная централизованная плановая деятельность.

Различают следующие виды планов:

1) планы развития экономики в целом (годовые, пятилетние и т.д.);

2) программно-целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии) или в отдельных регионах.

Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:

1) директивное планирование - планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения, которые предназначены, пре-жде всего, для государственных предприятий (например, госбюджет - финансовый план страны);

2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП).

В развитых странах мира плановая деятельность государства есть важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами. Большое значение для государственного планирования в рыночном хозяйстве имеет разработанный американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым метод контроля за межотраслевыми потоками товаров и услуг, за разработку которого его автор был удостоен Нобелевской премии по экономике. По мере углубления мирохозяйственных отношений планирование экономического развития отдельных стран дополняется межгосударственным планированием.

В России низкая эффективность административного тотального планирования в советский период сформировала сильную антипатию по отношению к плановой деятельности как таковой. В результате упадка плановой деятельности (особенно, долгосрочной) развитие экономики страны приобрело в 90-е годы хаотичный, трудно предсказуемый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: