Экономических отношений

Рассмотрим главные сферы и формы международного экономического сотрудничества и соперничества стран мирового сообщества.

Международная торговля

Углубление МНРТ в полной мере проявляется в международной торговле. Обороты внешней торговли в послевоенные десятилетия росли гораздо быстрее, чем производство. В целом по капиталистическому миру на экспорт уходило в 1950 г. около 1/10 суммарного ВВП, а к 1980 г. году уже почти 1/5. А в большинстве высоко - развитых стран с внешней торговлей непосредственно связано более 1/2 всей экономической деятельности. Зависимость отдельных отраслей от внешних связей еще более сильна.

В товарной структуре международной торговли неуклонно сокращается доля сырьевых товаров (вместе с минеральным топливом - 17 % капиталистического экспорта в 1988 г.), снижается также доля продукции традиционных отраслей и производств обрабатывающей промышленности. Почти половина стоимости мирового экспорта приходится на более сложные товары: машины, оборудование и химикаты, экспортирующиеся в основном из развитых стран. Экспорт стран ОЭСР вообще отличается большим разнообразием, на готовые изделия в нем в среднем приходится более 2/3, в том числе 1/3 - на продукцию машиностроения. Но и в импорте этих стран готовые промышленные изделия, в том числе машины и оборудование, занимают ведущее место. Причем в условиях НТР особенно быстро возрастает доля связей по поставкам промежуточных видов продукции.

В торговле формируются системы международной производственной кооперации, для которых характерны жесткость и долговременность связей с иностранными “смежниками”, четкая обусловленность количества, качества и сроков поставок.

Рост объема торговли высокоразвитых стран друг с другом и усиление их взаимозависимости происходит в драматических условиях острейшей конкуренции между ними. Поэтому внешняя торговля - одна из приоритетных сфер государственного вмешательства, проведение политики протекционизма - защиты национальных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке.

При этом все развитые страны традиционно провозглашают принцип “фритрэдерства” (free trade) - “свободной торговли”. В распоряжении государства - широкий арсенал инструментов: таможенные тарифы (специальные налоги на ввозимые в страну товары), квоты и запреты на импорт, субсидирование экспорта, политическое давление на страну - конкурента с целью добиться от нее “разборки” части таможенных барьеров или “добровольных” ограничений экспорта. Но в условиях интенсификации МНРТ применение тарифных и нетарифных ограничений импорта далеко не всегда эффективно защищает национальные интересы: зависимость экономики от международного обмена товарами и услугами часто перевешивает простое и понятное желание устранить конкурента, например, административным запретом торговать. Ведение “торговых войн” можно уподобить арьергардным боям отступающей армии: протекционизм компенсирует нехватку конкурентоспособности. Потенциал для настоящего контрнаступления может быть накоплен только внутри национальной экономики на пути ее структурной реконструкции.

С конца 1940-ых гг. ведутся международные переговоры об обязательных правилах международной торговли и ее постепенной либерализации в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) (с 1988 г. - Всемирная торговая организация, ВТО), в которых на сегодня участвует подавляющее большинство стран.

На развивающиеся страны (следует вспомнить их долю в населении Земли) в 80-е годы приходилось лишь около 1/5 внешнеторгового оборота стран капиталистического мира, и лишь около 1/20 - на их взаимный товарообмен, причем эти показатели не отражают чрезвычайную дифференциацию развивающихся стран по масштабам, структуре, темпам роста внешней торговли и даже по своему характеру участия в МНРТ.

Специализация большинства стран “третьего мира” в МНРТ мало изменилась со времен “открытого” колониализма и в несравненно большей степени отвечает интересам высокоразвитых наций, чем их собственным. В суммарном экспорте развивающихся стран продовольствие, сырье и топливо составляли в 1987 году 50 %, но из остающихся на долю обрабатывающей промышленности более 50 % около 33 % приходится всего на 17 стран, в основном - НИС, структура экспорта которых довольно разнообразна и включает даже высокотехнологичные товары. Для большинства же стран существует тенденция неуклонного сужения круга главных экспортных товаров; при этом специализация отдельных стран исключительно, гипертрофированно узкая: на один ведущий (сырьевой или продовольственный) товар приходится не менее 1/3, иногда - более 1/2 стоимости экспорта. Несмотря на столь сильную специализацию, на мировых рынках своих ведущих товаров развивающиеся страны играют, как правило, подчиненную, иногда - совсем ничтожную роль; таким образом, зависимость их импортного сектора от конъюнктуры мирового рынка почти полная и односторонняя (исключения крайне редки). При этом соотношение цен на сырье (основной товар большинства развивающихся стран) и готовые промышленные изделия (основу экспорта развитых стран) складывается опять-таки в интересах развитых стран и крайне невыгодно для “третьего мира” - возникают так называемые “ножницы цен”, “подрезающие” выгоды от расширения экспорта.

Правда, сохраняется определенная зависимость развитых стран от импорта сырья и топлива из “третьего мира”, обусловленная ограниченностью и неполнотой их собственных природных ресурсов (на начало 80-ых годов доля развивающихся стран в импорте странами ОЭСР топлива составила более 80 %, руд и металла - около 1/3). Поэтому развивающиеся страны - экспортеры однородных товаров нередко образуют на межправительственном уровне международные союзы типа картелей для проведения согласованной политики в области объемов экспорта и цен, но это лишь несколько облегчает их положение. Лишь знаменитой Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) удалось временно добиться впечатляющего успеха и на 10 лет взять под свой контроль нефтяные цены (выросшие благодаря действиям ОПЕК за 1973 - 1982 гг. в 15 раз).

Главная причина зависимого, подчиненного положения большинства развивающихся стран в МНРТ, безнадежно увеличивающегося разрыва между ними и развитыми странами в уровне экономического развития и уровне жизни, изолированности слаборазвитых наций от настоящей НТР - их общая социальная и экономическая отсталость, неустранимая без полного изменения принципов, лежащих в основе современного мирового экономического порядка. Но надежды на подлинную смену этих принципов практически нет, поскольку они установлены и поддерживаются высокоразвитыми нациями в своих эгоистических интересах. Справедливости ради следует отметить, что критика “акул империализма” часто служит для политических лидеров развивающихся стран своего рода дымовой завесой, которой они скрывают своё неумение и нежелание осуществлять модернизацию.

Вывоз капитала

Вывоз капитала - это вывоз стоимости с целью ее прироста за рубежом. В 1960 - 1990-ых гг. вывоз капитала рос быстрее, чем производство и внешняя торговля, и был наиболее мощным фактором “интернационализации” в мировом хозяйстве. Различают экспорт предпринимательского и ссудного капиталов.

Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за границей филиалов, дочерних компаний (фирм) и смешанных (совместных) предприятий. Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми зарубежными инвестициями. На практике обычно к ним относятся инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25 % акционерного капитала компании.

На мировом рынке капиталов безраздельно хозяйничают высокоразвитые страны, и прежде всего их крупные компании, осуществляющие значительную часть своей производственной и финансовой деятельности за пределами страны базирования (а это почти все крупные компании высокоразвитых стран) - так называемые транснациональные корпорации (ТНК). ООН относит к ТНК и ТНБ (транснациональным банкам) уже более 8 тысяч компаний, и лишь единицы из них базируются в наиболее развитых странах “третьего мира”. Под непосредственным контролем ТНК находится уже не менее 40 % промышленности, 60 % международной торговли и 80 % регистрируемых патентов капиталистического мира. До 40 % внешнеторгового оборота стран капиталистического мира протекает фактически внутри отдельных ТНК. ТНК представляют собой главную “ударную” силу в межнациональной конкурентной борьбе: они как бы “идут в прорыв”, находя уязвимые участки, “боевые действия” как бы “переносятся на территорию противника”, в то время как государства “ держат фронт”. По сравнению с первой половиной XX века, когда капитал вкладывался в основном в добывающую промышленность колоний и зависимых стран, в эпоху НТР около 75 % прямых зарубежных инвестиций приходится на вложения развитых стран в экономику друг друга, причем подавляющая часть - в обрабатывающие отрасли.

Большая часть зарубежного производства ТНК, как правило, предназначена для продажи на местных рынках: такое своеобразное “замещение” экспорта позволяет преодолеть протекционистские барьеры и обезопасить себя от влияния колебаний валютных ресурсов. Для ряда стран зарубежное производство “своих” ТНК многократно превосходит экспорт с национальной территории (для США - уже более, чем в 5 раз; в целом по Западной Европе и Японии - в 1,5 раза).

В целом доля прямых капиталовложений в общем вывозе капитала имеет тенденцию роста. Что касается расстановки сил в этой сфере, следует отметить, что США и в этой сфере, все еще оставаясь лидером, с 80-х годов начала сдавать позиции, а Япония усиливает свои позиции очень быстро, но пока ее доля не велика. Западноевропейцы, в вывозе капитала, как и во внешней торговле, более всего ориентируются друг на друга.

Прямые капиталовложения ТНК развитых стран в экономику стран “третьего мира” преследуют цель либо извлечения особенно высоких прибылей при эксплуатации дешевой силы, либо выноса с национальной территории экологически вредных производств. Пользуясь заинтересованностью слаборазвитых стран в иностранных инвестициях, ТНК сплошь и рядом пользуются “правом силы”, добиваются для себя односторонних преимуществ, строго дозируют или блокируют слаборазвитым странам доступ к современным технологиям, сооружая главным образом сборочные, технологически не самостоятельные, так называемые “отверточные” заводы.

Движение ссудного капитала в сфере внешнеэкономических связей выступает в виде международного кредита. В узком смысле слова международный кредит - ссуда в денежной или кредитной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов. В широком смысле слова это понятие включает в себя также заграничные портфельные инвестиции - вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью только получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью заемщика.

Мировой рынок ссудных капиталов непосредственно выступает как совокупность спроса и предложения заемщиков и кредиторов разных стран. Его можно условно разграничить на два взаимосвязанных сектора. Первый - мировой денежный рынок; аккумулируемые на нем денежные средства (преимущественно в виде депозитов) и предоставляемые ссуды носят кратковременный характер и предназначены для обслуживания прежде всего международной торговли. Второй - мировой рынок капиталов; займы здесь берутся на длительные сроки и используются прежде всего для финансирования капиталовложений. Этот рынок подразделяется на кредитный рынок и рынок ценных бумаг. Международные кредиты подразделяются на финансовые и связанные; последние имеют строго целевой характер, закрепленный в кредитном соглашении.

Международный кредит способен искусственно раздвигать границы производства и экспорта товаров и услуг в странах - заёмщиках, нарушая в их экономике пропорции и балансы. Еще более неблагоприятные последствия могут возникать для заемщиков вследствие чрезмерного привлечения иностранных кредитов и их неэффективного использования. С этим связана одна из самых серьезных экономических проблем современного мира - кризис неплатежеспособности развивающихся стран, внешний долг которых за 1970 - 1980 гг. вырос более, чем в 15 раз и превысил 1,3 трлн. долл.

Мировая валютная система

Мировая валютная система - форма организации международных денежных отношений (расчетов и платежей). Основные ее элементы: международные платежные средства, режим валютных курсов (валютный курс - цена денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран), условия обратимости (конвертирования - обмена) валют, статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения, режим международных валютных рынков, - закрепляются межгосударственными соглашениями.

Для современного этапа развития мировой валютной системы, официально начатого решениями Ямайской конференции 1976 года, характерны:

1) полный отказ от золота как средства выражения паритетов валют (законодательно устанавливаемых соотношений между двумя валютами); в валютных расчетах стали использоваться исключительно кредитно-денежные средства;

2) широкое распространение практики “плавающих” (колеблющихся) валютных курсов, определяемых во многом рыночной конъюнктурой;

3) более 90 % валютных сделок не связаны с обменом товарами или нефинансовыми услугами, и эта доля растет; стремительно растет офшорная форма банковских счетов, изъятых из национальной юрисдикции, выведенных из-под государственного регулирования;

4) начало создания Европейской валютной системы (в рамках ЕС).

Конъюнктурные колебания валютных курсов влияют на конкурентоспособность национальных товаров и услуг на мировом рынке. Девальвация (падение курса) национальной валюты делает экспортируемые товары как бы более дешевыми, а импортируемые - более дорогими; ревальвация (повышение курса) приводит к обратным результатам.

Денежные валютные расчеты определяют состояние платежного баланса страны, в котором фиксируются все международные торговые и финансовые операции между данной страной и остальным миром. Платежный баланс включает сопоставление экспорта и импорта товаров (торговый баланс), экспорта и импорта услуг, чистый доход от инвестиций и чистые денежные переводы за рубеж, сопоставление притока и оттока капиталов. Дефицит платежного баланса (отрицательная разность поступлений и потерь) финансируется за счет официальных резервов (запасов иностранной валюты в центральном банке), а актив их увеличивает.

Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция (МНЭИ) представляет собой совершенно небывалую ранее в истории и весьма молодую, при этом наиболее высокую, сложную форму МНРТ. По существу МНЭИ - совокупность процессов взаимного приспособления национальных хозяйственных комплексов вплоть до их полного слияния (в идеале) в единый хозяйственный организм.

Несколько весьма важных особенностей определяют специфику этих процессов. Во-первых, МНЭИ возможна только между странами, близкими по социально - экономическому строю, совместимым по политическим системам и господствующим идеологическим установкам, сопоставимым по уровню экономического развития. Во-вторых, настоящая успешная и эффективная МНЭИ возможна только на достаточно высоком уровне развития производительных сил, то есть между развитыми странами (не случайно МНЭИ развернулась в условиях НТР). В-третьих, МНЭИ имеет свою внутреннюю логику, требующую определенной последовательности мероприятий, поскольку различные составляющие МНЭИ тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В-четвертых, МНЭИ должна непременно и с самого начала направляться и управляться на межгосударственном, межправительственном уровне; таким образом, МНЭИ -,пожалуй, наиболее сложное направление государственного регулирования экономики.

Продолжительностью, размахом и глубиной интеграционных процессов резко выделяется Западная Европа. Сразу же по завершении послевоенного восстановления хозяйства стали все четче обозначаться экономические противоречия между странами Западной Европы и США, и атлантическая солидарность отступила перед европейской. Именно невозможность успешно конкурировать по одиночке с США, а позже и с Японией, стала главным ускорителем интеграционных процессов в Западной Европе, позволила преодолеть многие чрезвычайные серьезные препятствия на пути МНЭИ. Важнейшие из интеграционных объединений - Европейские сообщества (ЕС, с ноября 1993 г. - Европейский Союз), стержнем которых является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, называемое иногда “Общий Рынок”), образованное в 1958 году и поставившее генеральную цель - сформировать в пределах стран - членов ЕС единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На сегодняшний день ЕС объединяет 15 стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - с 1958 г., Великобритания, Дания, Ирландия - с 1973 г. и т. д. Наконец, через 35 лет, страны ЕС вплотную подошли к полному осуществлению своей генеральной цели: в 1993 г. завершилось создание единого внутреннего рынка, к 1999 - 2000 гг. запланировано начало перехода к единой валюте и к наднациональной валютной политике. На очередь встала уже задача несравненно более сложная и требующая еще многих десятилетий - задача политической интеграции (это, впрочем, уже цель не очевидно необходимая и не очевидно достижимая).

Сами интеграционные процессы включают две основные группы. Группа первая: постепенное снятие, устранение всевозможных тарифных и юридических барьеров на пути товаров и услуг, капиталов и рабочей силы между членами Сообщества - вплоть до полной ликвидации. Группа вторая: постепенная унификация таможенной политики (по отношению к третьим странам), аграрной, региональной, экономической, валютно-финансовой, научно - технической политики, законодательства (трудового, иммиграционного и т. п. - так называемая “гармонизация”) и т. д. Один из важнейших результатов и одновременно составляющих МНЭИ - ускорение и углубление структурной реконструкции хозяйственных комплексов стран - участниц: во-первых, стихийное, через механизм интернационализирующейся конкуренции; во-вторых, организованное, через механизм наднационального и межгосударственного регулирования (хотя приоритет рынка остается в целом неизменным).

В Западной Европе есть и другие, менее значительные интеграционные объединения, как внутри ЕС (Бенилюкс в составе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), так и вне (например, Северный совет в составе Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии). В Северной Америке экономики США и Канады давно по существу слились в единое целое, но институционализация интеграционных процессов наметилась лишь в последнее время: в 1992 году объявлено о начале формирования нового “общего рынка” (NAFTA - Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и - уникальный (и сомнительный) эксперимент! - Мексики, страны “третьего мира”. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В ноябре 1994 г. подписана Богорская декларация о создании в АТР зоны свободной торговли. В Тихоокеанское сообщество вошли 18 стран, в т. ч. Япония, ”четыре тигра”, США, Австралия и Новая Зеландия.

Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в “третьем мире”. Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.

Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях

При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки:

1) Факторы, благоприятные для российской экономики:

· колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;

· мощный научно - технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре преимущественно на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;

· весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;

· географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;

· сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран “третьего мира”, бывшего СЭВ и особенно стран - “осколков” СССР;

· противоречия между “центрами силы” высокоразвитых стран, позволяющие на них “играть”.

2) Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:

· “неналаженность”, несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта, опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у “низовых” хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;

· совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие - частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию, несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы “замкнутый круг”);

· низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие - частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;

· оторванность научно - технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие - техническая и технологическая отсталость;

· несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;

· нестабильность социально - политической обстановки, существующая вероятность “смены курса”;

· неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;

· стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в “сырьевой придаток” Запада и источник дешевых, но высококачественных “мозгов”;

· политические и националистические амбиции правящих кругов “республик бывшего СССР “, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.

Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: