Античная философия раннего периода

К основным достижениям философской мысли этого периода, можно отнести следующие:

1. В философии досократиков поднимается и решается проблема о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает наиболее ранняя форма философии — натурфилософия, которая дала начало многим наукам.

2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы, управляющие миром.

3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и чувственного начал в восприятии мира, о противоположности знания и мнения.

В качестве первой философской школы можно назвать Милетскую (по названию греческого города Милета на малоазийском побережье). Деятельность её представителей приходится на VII — VI вв. до н. э. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В рамках этой школы впервые был поставлен вопрос первоначале, первоосновах всего сущего (т.е. есественного происхождения бытия, в противовес божественному). У Фалеса первоначалом выступает вода, у Анаксимена — воздух, у Анаксимандра — апейрон, первоматрия, котораяныне не существует, но из которой произошло все. Анаксимандр выдвинул идею закона сохранения материи, неоцентрческой модели Вселенной.

Линия стихийного материализма продолжается в трудах Гераклита (520 — 460 до н.э.). Считал первоосновой мира стихию огня. Он первым назвал мироздание «Космосом». Впервые высказал идеи диалектики: о развитии всего сущего («в одну реку нельзявойти дважды»), единстве и борьбе противоположностей, отрицание отрицания, переходе явления в свою противоположность; об относительных качествах вещей.

С именем Демокрита и его учителя Левкиппа связано создание атомистической теории, в которой бытие рассматривается в качестве атомов – мельчайших неделимых частиц, не имеющих качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении, результатом чего является возникновение и разрушение вещей. Душа человека также образована особыми атомами и их разъединение — это смерть души и живого организма. Важнейшая характеристика атомов как бытия — познаваемость только разумом. Учение Демокрита стало основой первой целостной картины мира — механической, в которой целое является суммой частей.

Дальнейшее развитие античной философии было связано с переходом от знания, оперирующего чувственными образами, к знанию понятийному.

Указанный переход совершился во многом благодаря учению пифагорейцев.

По мнению Парменида (540 — 470 до н. э.), бытие — это, что можно познать только разумом, а не с помощью только органов чувств.

Свой вклад в развитие античной диалектики и понимания бытия внёс Зенон. Выделение проблемы бытия в качестве центральной для философии одновременно поставило вопрос о его природе, коль скоро оно существует. Решение этого вопроса оказалось двояким. Материалистическим у Левкиппа и Демокрита, идеалистическим у Платона (в классический период).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: