Античный мир и Восток

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового этапа в развитии европейской экономической истории, разберемся в тонком вопросе о том, насколько сильно повлияли античные империи на социально-экономическую жизнь восточных деспотий.

И древнегреческие завоеватели, и древнеримские императоры с вожделением обращали свои взоры на Восток. Особенно преуспели в «освоении» Востока греки. Александр Великий, юноша по современным понятиям (он прожил всего 33 года, с 356 по 323 г. до н.э.), дошел аж до Инда. Он хотел создать новый эллинистический мир, мировое и «вечное» господство греков. И в определенной мере это ему удалось. После смерти Александра Македонского в Европе и Азии образовалось несколько эллинистических государств на территории Египта, Двуречья, Сирии, Ирана, правящая элита которых почти тысячу лет (!) говорила на греческом языке и считала себя наследницей великого македонянина. Греческий язык был распространен и в Римской империи, которая тоже постоянно стремилась на Восток. Естественно, что в Византии, в стране с греко-христианскими традициями, греческий язык был государственным.

Казалось бы, такая славная история эллинизма должна была оставить неизгладимый след в культуре, социально-экономической структуре, способах хозяйствования хотя бы в Западной Азии и Северной Африке. Но нет, этого не произошло. Не было в конечном итоге не только «огречивания» и романизации Азии, не произошло даже социально-экономического синтеза азиатской и европейской структур. Процитируем известного российского исследователя истории Востока Л.С. Васильева: «Исламизация западно-азиатского региона в исторически кратчайший срок наглядно подтвердила, что фундаментальные основы восточной структуры и после тысячелетнего эксперимента оказались практически непоколебимыми. Тем более все сказанное относится к тем очагам древневосточной цивилизации, которые не отличались заметной открытостью к инновациям и много более очевидно, нежели западно-азиатский, развивались за счет преимущественно собственных внутренних потенций на основе все той же фундаментальной восточной структуры».

Таким образом, на рубеже древней и средневековой эпох Запад не смог, при всех потрясающих успехах, осуществить культурную и экономическую экспансию на Восток. Разобщению двух супермиров — Востока и Запада — немало способствовали мировые религии. Несмотря на то что в исламе легко обнаруживаются заимствования из иудейских и христианских традиций, это не стало основанием для поиска «мостов единства». Бог-то един, да пророки разные. Запад оказался более восприимчив к христианству, а Восток — к мусульманству.

«Две спирали» пересекались, несомненно, влияли друг на друга, но так и не слились в единую мировую цивилизацию и тем более в единую мировую экономику.




double arrow
Сейчас читают про: