Игра 1

В игре участвовало шесть студентов. Четверо из них играли роль че­тырех корпораций. Двое остальных (они были под контролем экспери­ментатора) выполняли роли правительства и покупателя. В игре корпора­ции вели переговоры по коммерческим сделкам с покупателем, затем под­считывали и платили подоходный налог правительству. Правительство имело право контролировать одну из каждых десяти сделок и налагать штрафы, если было за что. Правительственным доходом распоряжались по двум различным правилам. Согласно первому правилу налоговый сбор свыше определенного минимума распределялся обратно между четырьмя корпорациями. Другое правило давало правительству право требовать более высокий минимальный доход без перераспределения налоговых денег обратно между налогоплательщиками. Эксперименты проводились с использованием этих правил по очереди.

Налоговые чеки (и налоговый сбор) постоянно проверялись после то­го, как каждая корпорация заключала свою пятую сделку. Игроки знали лишь, что где-то около пятой сделки их могут проверить, а после этого уже не будут проверять.

Результаты эксперимента, представленные в виде диаграммы на рис.6, показали, что в том случае, когда налогоплательщики знали, что их налоговые деньги должны частично вернуться к ним, они платили больше из требуемого от них налога. Когда налогоплательщики знали, что есть шанс, что их проверят (надзор), они также платили больше налогов, чем в том случае, когда знали, что их не проверят. Напротив, отсутствие ощу­тимой выгоды налогоплательщику от соблюдения правил (несоответст­вие) и отсутствие надзора послужили условиями того, что уплачивалась лишь часть требуемых налогов.

Рис.6. Эффект надзора и соотношение по соблюдению налога: а— случай соот­ветствия, когда и "власть" и "обыватель" извлекают выгоду из соблюдения "обы­вателем" налоговых правил; б — случай, когда нет соответствия, только "власть" извлекает пользу из соблюдения "обывателем" налогов.

Основной вывод исследования состоит в том, что политика, направ­ленная на распределение ресурсов внутри группы (в данном случае нало­гового дохода), крайне важна. Равное распределение дохода повышает тенденцию к соблюдению налоговых правил. Кроме того, равное распре­деление требует меньше усилий со стороны налогового надзора, чтобы проверить соблюдение правил. Неравное же распределение требует сильного надзора.

Другой эксперимент был проведен среди студентов университета Ко­лорадо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: