Рассмотренная в модели
—
проблема достижения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретирована как проблема достижения равновесия между созданным валовым внутренним продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия «совокупный доход — совокупные расходы», или «доходы — расходы», или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) является достаточно востребованной. Она используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Она, в частности, наглядно показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов.
Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение). Приведем графическую интерпретацию определения равновесия в модели «доходы — расходы», которую также называют крестом Кейнса (рис. 2.11).
При ее построении мы используем функции, с которыми познакомились ранее.
1. Функция совокупных расходов:
2. (9.17)
. (9.18)
3. Функция сбережения:
. (9.19)







45º

Рисунок 9.3 -Модель «доходы — расходы» (крест Кейнса)
4. Функция инвестиций:
. (9.20)
5. Функция государственных расходов:
. (9.21)
Для простоты изложения предположим, что чистый экспорт равен нулю. Вспомним, что
,
,
и
— это автономные (экзогенные) величины, т.е. такие, которые не зависят от величины совокупного дохода текущего года.
Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке
с функцией планируемых расходов
, изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину
, показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.
Если объем производства ниже равновесного (слева от точки
) — это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е.
>
. Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справка от точки
) фирмы столкнуться с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания
и
. Для производителя подобные колебания означают, что фактические инвестиции могут включать в себя как запланированные инвестиции, так и незапланированные, которые, как правило, отражаются в изменении товарно-материальных запасов, т.е. именно последние выполняют функцию выравнивающего механизма.
Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос
, тем больше равновесный объём национального дохода (продукта), т.е. того объёма производства, к которому тяготеет национальная экономика
.
МУЛЬТИПЛИКАТОР
Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, — потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:
, (9.21)
где
— прирост национального дохода (продукта);
— числовой коэффициент, именуемый мультипликатором;
— прирост совокупных расходов.
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход
становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот — она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью, как к потреблению, так и к сбережению находит отражение в формуле мультипликатора
, (9.22)
где
— мультипликатор;
— предельная склонность к потреблению;
— предельная склонность к сбережению.
Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные
расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше припрочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.
Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.
Предположим, что в течение определенного периода прирост инвестиций
составил 100 млн руб., предельная склонность к сбережению
равна
и соответственно мультипликатор равен 3. Тогда согласно формуле
ВВП =
произойдет прирост национального продукта на 300 млн руб.
Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Более реалистично для российской практики данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВВП на 300 млн руб.
АКСЕЛЕРАТОР
С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:
, (9.23)
где
— коэффициент акселерации;
— производные (стимулированные) инвестиции;
— изменение дохода.
Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объёмах продаж готовой продукции ведёт к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.
Инвестиционный акселератор — коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода.Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.
Так, снижение объёма продаж ведёт к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в
-е количество раз, равное величине акселератора.
Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.
Автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объёма продаж ведёт к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.