Основные организационно-правовые формы предприятий

1. Индивидуальное предприятие (ЧП, ИП, ПБОЮЛ)

2. Товарищество (партнерство) (ООО)

3. Акционерное общество (ОАО, ЗАО)

4. Унитарное предприятие – гос. предприятие

РАЗДЕЛ II. Микроэкономика

Лекция № 6 Рынок, его сущность и функции

1. Понятие рынка, условия и причины его возникновения

2. Виды рынков

3.Функции рынка

4. Основные факторы рыночного саморегулирования

1. Рынок – это совокупность сделок купли-продажи товара.

Условия возникновения рынка .

1) Общественное разделение труда

Разделение труда – это совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности.

Общественное разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда:

- отделение скотоводства от земледелия;

- выделение ремесла как самостоятельной отрасли;

- возникновение торговли.

2) Специализация – это форма общественного разделения труда как между отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Причины возникновения рынка

1. Ограниченность ресурсов – преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок

2. Экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности– только сам производитель решает что, как и для кого производить.

Виды рынков

1) по объектам обмена: рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и т. д.

2) в пространственном разрезе:

- местный (локальный) рынок – ограничивается одним или несколькими районами страны;

- национальный – охватывает всю территорию страны;

- мировой – охватывает все страны мира.

3) в соответствии с действующим законодательством: легальный (официальный) и

нелегальный (теневой) рынки.

4) по степени насыщенности:

- равновесный рынок (спрос и предложение примерно совпадают);

- дефицитный (спрос превышает предложение);

- избыточный (предложение превышает спрос).

5) по механизму функционирования:

- свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых

товаропроизводителей;

- монополизированный - условия производства и обращения определяет группа

Монополий;

- регулируемый - важная роль принадлежит государству, которое использует

экономические инструменты воздействия.

6) по форме продаж: оптовый, розничный.

7) по степени ограничения конкуренции: рынки чистой монополии,

Монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: