1. Индивидуальное предприятие (ЧП, ИП, ПБОЮЛ)
2. Товарищество (партнерство) (ООО)
3. Акционерное общество (ОАО, ЗАО)
4. Унитарное предприятие – гос. предприятие
РАЗДЕЛ II. Микроэкономика
Лекция № 6 Рынок, его сущность и функции
1. Понятие рынка, условия и причины его возникновения
2. Виды рынков
3.Функции рынка
4. Основные факторы рыночного саморегулирования
1. Рынок – это совокупность сделок купли-продажи товара.
Условия возникновения рынка .
1) Общественное разделение труда
Разделение труда – это совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности.
Общественное разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда:
- отделение скотоводства от земледелия;
- выделение ремесла как самостоятельной отрасли;
- возникновение торговли.
2) Специализация – это форма общественного разделения труда как между отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
|
|
Причины возникновения рынка
1. Ограниченность ресурсов – преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок
2. Экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности– только сам производитель решает что, как и для кого производить.
Виды рынков
1) по объектам обмена: рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и т. д.
2) в пространственном разрезе:
- местный (локальный) рынок – ограничивается одним или несколькими районами страны;
- национальный – охватывает всю территорию страны;
- мировой – охватывает все страны мира.
3) в соответствии с действующим законодательством: легальный (официальный) и
нелегальный (теневой) рынки.
4) по степени насыщенности:
- равновесный рынок (спрос и предложение примерно совпадают);
- дефицитный (спрос превышает предложение);
- избыточный (предложение превышает спрос).
5) по механизму функционирования:
- свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых
товаропроизводителей;
- монополизированный - условия производства и обращения определяет группа
Монополий;
- регулируемый - важная роль принадлежит государству, которое использует
экономические инструменты воздействия.
6) по форме продаж: оптовый, розничный.
7) по степени ограничения конкуренции: рынки чистой монополии,
Монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.