1) Регулирующая – рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения;
2) Стимулирующая – посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг;
3) Информационная – рынок - это богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых участникам рыночных отношений;
4) Посредническая – рынок выступает посредником между производителями (продавцами) и потребителями товаров;
5) Санирующая (оздоравливающая) – рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие перспективных предприятий;
6) Социальная – рынок дифференцирует (лат. difference – различие) производителей и предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости.
4. Основные элементы рынка: товар,цена,спрос,предложение.
Товар – это продукт труда, предназначенный для купли-продажи.
|
|
Цена – это денежная стоимость товара.
Спрос – это платежеспособная потребность людей в определенных товарах.
Предложение – это количество товара, предъявленного к продаже.
Механизм рыночного саморегулирования («механизм цен», «невидимая рука рынка» по А.Смиту) включает три главных взаимосвязанных фактора:
1) рыночные цены
2) спрос и предложение
3) конкуренция
Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.
Спрос измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода.
Предложение измеряется тем количеством продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.
Конкуренция (лат. concurro – сталкиваюсь) – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.
Виды конкуренции:
1) Ценовая: снижение цен, скидки и премии, дешевые распродажи
2) Неценовая: качество и надежность, дополнительные гарантии, особое оформление и реклама.