Главным источником доходов государства являются налоги, в число которых обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и налоги, носят обязательный характер.
Налоги выполняют две основные функции:
1) Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для финансирования государственных расходов. Это – главная функция налогов. Без нее невозможно формирование источников финансирования основной части государственных расходов.
2) Регулирующую. Она заключается в том, что с помощью налогов государство оказывает воздействие на экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг, на эффективность использования ресурсов, регулирует соотношение в уровнях конечных доходов населения.
C налогами связаны следующие понятия:
- Налоговая база – объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль предприятий, доходы граждан, от операций с ценными бумагами и т. п.); стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности; используемые ресурсы; имущество и его передача и др.
- Налоговая ставка – уровень налогообложения определенного объекта. Она имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.
- Налоговые льготы: - необлагаемый минимум; - изъятие элементов налоговой базы; освобождение от налога; - понижение ставки; - налоговый кредит и др.
Основные виды налогов:
1) Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие специальное целевое назначение).
2) Прямые (взимаются из доходов юридических или физических лиц) и косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли; оплачиваются покупателями, но не прямо, а посредством покупки товаров).
3) С юридических лиц и с физических лиц.
4) Общегосударственные, региональные и местные. Отнесение налогов к тому или другому уровню определяется не тем, в бюджет какого уровня они поступают; а тем, какой уровень определяет размеры налогообложения.
Общий уровень налогов определяется, в конечном счете, размерами государственных расходов и измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. Его величина в 15 наиболее развитых странах ЕС в 2003 г. была равна в среднем приблизительно 45%, максимальный уровень среди этих стран – в Норвегии, Швеции, Дании (58-59%), наименьший – в Ирландии (35%)[56]. В США в 2004 г. доля налогов в ВВП составила примерно 26,3%.
Для налоговых систем развитых капиталистических стран характерно, что наибольший размер образуют налоги с физических лиц, на втором месте по объему – косвенные налоги и на третьем – налоги на прибыль корпораций. Показательной в этом отношении является, например, структура налогов в США. См. табл.1[57].
Таблица 1. Государственный бюджет США в 2004 г. (в млрд. долл.)
| I. Доходы, всего | 3200,6 |
| В том числе: 1) налоги: из них: - персональные налоги - налоги на продукты и импорт - налоги на доходы корпораций - др. доходы | 2147,2 1038,9 841,1 258,3 8,9 |
| 2) платежи в системы государственного социального страхования | 820,2 |
| 3) доходы от активов | 106,1 |
| 4) трансфертные перечисления в т.ч.: - от бизнеса - от физических лиц 5) проч. | 120,2 49,2 71,0 6,9 |
| II. Расходы, всего | 3558,6 |
| В том числе: 1) государственное потребление | 1804,2 |
| 2) трансфертные платежи в т.ч.: социальные пособия | 1402,4 1376,2 |
| 3) проценты по государственному долгу | 311,6 |
| 4) субсидии | 40,4 |
| III. Дефицит государственного бюджета (разность между расходами и доходами государства) | 358,0 |
В структуре доходов консолидированного бюджета США 2004 г. налоги с физических лиц и обязательные платежи последних составляют примерно 47,5 % доходов бюджета, косвенные налоги – 26,3%, налоги на доходы корпораций (включая отчисления в систему государственного социального страхования) – 22,4%, прочие доходы – 3,8%.
Заметим также, что расходы правительства США на оборону в 2004 г. составили 547,9 млрд. долл., или 15,4% всех расходов государственного бюджета, а дефицит бюджета – 358 млрд. долл., или 3,1% валового внутреннего продукта.






