Типы государства: различные подходы

Государство - явление исключительно разностороннее, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это дает возможность создавать различные системы его классификации.

Попытки типизировать все известные государства предпринимали такие ученые древности и недавнего прошлого, как Аристотель, Полибий, Г.Еллинек, Г.Кельзен, Р.Макайвер, Р.Дарендорф, К.Маркс.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Единства взглядов на типологию государств в науке не существует.

Так, исходя из размеров территории государства делят на великие, средние и малые.

На базе исторического подхода выделялись древние, средневековые и современные государства, а по своему историческому и культурному развитию - крестьянские, промышленные и научно-технические (доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные).

По уровню экономического развития - на высокоразвитые, среднеразвитые и "бедные".

Большинство этих классификаций характеризует не столько государство, сколько общество. Поэтому более серьезны варианты классификаций те, которые основаны на характеристике властеотношений.

До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались, в основном, с позиций формационного подхода. Понятие общественно-экономической формации составляет основу марксистского (классового) понимания истории.

Суть его состоит в том, что в основе типологии государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства.

Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Марксистско-ленинской доктриной был сделан вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения (экономический базис). Тип государства определялся на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса служит. Соответственно выделялись следующие основные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое (которое должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление).

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независи­мости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом.

Как утверждали основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства - последний эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство, по представлениям марксистской науки, выражает интересы трудового народа. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе - коммунизму государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Что касается специфического пути развития государственности ряда стран Азии и Африки, то применение указанного принципа требует всестороннего учета исторических и национально-этнографических особенностей различных стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбызависимых народов и опирающуюся на разнообразные производственные отношения. Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. Он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

Мировая политико-правовая мысль выработала и другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований классификации государств является категория "цивилизация".

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальным, сколько идеально-духовными, религиозными, культурными факторами.

Понятие цивилизации сформировал английский ученый А. Дж. Тойнби. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Теория цивилизации намного шире и богаче формационного подхода в изучении общества и государства. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого и настоящего через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, духовную. Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.).

Таким образом, понятие типа государства многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем. Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных явлений является в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий, учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: