Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех гос-в, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Реторсии должны быть соразмерными и должны иметь временный характер, ибо цель их не ограничении прав иност-х граждан в РФ, а только побуждение иност-х органов власти снять ограничение с граждан РФ.
Реторсии не должны носить индивидуального характера.
Основанием для реторсии может быть ограничение только (и только) российских лиц (если помимо РФн в правах ограничиваются и лица иного гражданства или подданства, то реторсия не может быть применена).
Применение права непризнанного гос-ва. Т.к. отечеств кол нормы не сод ограничений в отнош права непризн гос и совр мп не предусматривает никаких дискрим полож в отнош непризн гос-ва, применение иност-х закон не должно ставиться в зависимость от признания этого иностр-го гос-ва.
|
|
В дипломатической и судебной практике нередко возникает вопрос о применении законов непризнанного гос-ва или гос-ва с непризнаваемым правительством. Известно немало судебных решений, исходящих из того, что непризнанное гос-во юридически не существует, и потому его законы не подлежат применению. Такого рода решения были основаны на конститутивной теории признания, согласно которой признание делает гос-во субъектом международного права. Эта теория ушла в прошлое. Ныне считается, что международно-правовая правосубъектность гос-ва не зависит от дипломатического признания и, следовательно, оснований для дискриминации непризнанного гос-ва в международном праве нет.
Ограничения применения иностр-го права.
Оговорка о публич порядке.
Применяемые нормы иностр-го права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка.
Избранное на основе отечественной коллизионной нормы иностранное право не применяется, и субъетивные права. возникшие под действием иностр-го права, не получают защиты, если такое применение или такая защита противоречат публич порядку данного гос-ва. «Публич порядок – это устои правовой системы и коренные интерсы гос и общ, основы их морали.»
Публич порядок – что это? Нигде нет четкого опредления. 1) основополагающие фундаментальные принципы рос права, прежде всего конст, частно-пр, гражд-проц, 2) общеприн принципы морали. На кот опирается рос правопорядок, 3) законные интересы рос гражд и юр лиц, защита которых явл основной задачей правовой системы страны, 4) общепризнан принципы и нормы МЧП, явл частью рос прав ситсемы.
|
|
Статья 1193. Оговорка о публич порядке
Норма иностр-го права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публич порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
Два вида оговорки о публич порядке.
Позитивная закреплена в франко-итальянской доктрине (в французском и итальянском законодательствах), которая исходит из того, что нормы иностр-го права, к которым отослала коллизионная норма, не применяются в виду того, что в собственном правопорядке имеются нормы безусловной важности, от которых ни при каких обстоятельствах нельзя отступать. Публич порядок понимается как совокупность особо значимых материальных норм и принципов страны суда, которые не позволяют применить нормы иностр-го права
Негативная: иностранное право, которое след применить, по предп нац кол норм, не должно прменяться так как оно или его отдельные нормы не совместимы с публич порядком этого гос-ва. Негативная оговорка преобладает. истоки лежат в немецкой доктрине (большинство стран континентальной системы). Нормы иностр-го права не применяются из-за «брака» в самой этой норме, из-за того, что последствия ее применения могут противоречить отечественному правопорядку.
Отказ в применении нормы иностр-го права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностр-го гос-ва от правовой, политической или экономической системы РФ.
На всякий: Статья 1192. Применение императивных норм
1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.
2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.
Правовая несовместимость – те ситуация, когда суд может прийти к выводу о том, что он не может установить содержания норм права и обращается к иностранному праву:
1. Религиозные формы источников права приводят к проблемам в применении норм иностр-го права. Некоторые страны применяют религиозные нормы ислама или буддизма;
2. Примитивность правовой системы;
3. Преобладание прецедентных источников права;
4. Неустойчивость правовой системы (существование нестабильных гос-во, гос-во с постоянно меняющейся властью)В таких случаях может быть применен п.3 ст. 1191, несмотря на отсылку к коллизионной норме.