Методы нормативно правового регулирования

-государственно-правовой?

-гражданско правовой

-административно правовой

19. Место спортивного права в Российской правовой системе

Спортивное право как отрасль законодательства включает в себя нормативные акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и участия спортсмена в спортивных соревнованиях, а также участия иных юридических лиц в деятельности, связанной с организацией и проведением спортивных мероприятий как на национальном, так и на международном уровне1.

В соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому в первую очередь остановимся на международных нормативных актах, регулирующих отношения в сфере спорта.

В 1978 г. была принята Международная хартия физического воспитания и спорта (далее Хартия)2. Рассматриваемая Хартия, как следует из преамбулы, принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, а также компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее3. Из текста Хартии следует, что физическое воспитание и спорт являются важной составляющей жизни общества. В ней провозглашается, что каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития личности.

В Хартии говорится, что физическое воспитание и спорт содействуют сохранению и улучшению здоровья и разумному про ведению человеком досуга, обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух, необходимый для жизни общества.

Важное значение имеют положения статей 9 и 10 Хартии, согласно которым государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации призваны содействовать осуществлению мероприятий по физической культу ре и спорту. Такое содействие должно заключаться в принятии нормативных правовых актов, обеспечении материальной поддержки, а также в использовании других мер поощрения, стимулирования и контроля. Особое место отводится сотрудничеству между государствами, международными и региональными правительственными и неправительственными организациями, способствующему поддержанию мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создающему благоприятный климат для решения международных проблем.

Другими международно-правовыми источниками в сфере спорта являются Спортивная хартия Европы, принятая 15 мая 1992 г. (далее Спортивная хартия) и Кодекс спортивной этики4(далее Кодекс). В основу Кодекса поло жены принципы этического характера, являющиеся неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики. Кодекс создает этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями не только в спорте, но и в современном обществе (это следует из п. 3). Кодекс устанавливает ответственность за соблюдение справедливой игры5 перед правительствами, спортивными и относящимися к спорту организациями, а также отдельными лицами.

Спортивная хартия, в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе, призывает правительства создавать благоприятные условия для занятий спортом, включающие гарантии получения знаний по физическому воспитанию и овладению физическими навыками, гарантии заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность и др.

Особое значение имеет Конвенция против применения допинга6, которая регулирует отношения, связанные с его употреблением; устанавливает меры, направленные на ограничение его доступности, а также принципы международного сотрудничестве в этой сфере.

В Конвенции "О предотвращении насилия..."7, устанавливаются принципы международного сотрудничества в области предотвращения насилия на спортивных мероприятиях; меры, направленные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей спортивных мероприятий и др.

Рассмотрев основные международно-правовые акты, затрагивающие отношения, связанные со спортом, обратимся к действующему в рассматриваемой сфере российскому законодательству.

Начнем с "Конституции Российской Федерации" как с источника права, имеющего высшую юридическую силу. В тексте Конституции физическая культура и спорт упоминаются дважды, а именно: в п. 2 статьи 41, констатирующем, что в Российской Федерации принимаются меры, в частности по физической культуре и спорту; и подпункте "е" п.1 ст.72, который относит общие вопросы физической культуры и спорта к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Факт упоминания в конституции рассматриваемой сферы подтверждает её значимость и общественную важность.

В п. 1 ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина8 сказано, что государство поощряет деятельность, способствующую развитию физической культуры и спорта.

Рассматривая содержание федеральных законов, отметим, что законом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также принципы государственной поли тики в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 29 апреля 1999 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"9. Данный закон является базовым отраслевым законом, создающим фундамент в правовом регулировании рассматриваемой сферы.

В настоящий момент на федеральном уровне существуют также многочисленные подзаконные акты, регулирующие отношения в области спорта, такие как: постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 515 10, постановление от 30 апреля 2004 г. № 326 11 и др.

На уровне субъектов Российской Федерации также существует целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные со спортом.

Особо следует подчеркнуть, что в законодательство о спорте помимо актов, непосредственно регулирующих отношения, связанные со спортом, можно также отнести отдельные положения нормативных актов других отраслей права, в частности: налогового12, таможенного13, трудового14, гражданского законодательства15 и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент как в России, так и на международном уровне сформировалась система законодательства о спорте, носящая комплексный характер, представляющая собой определенный массив правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта.

Говорить же о спортивном праве как о самостоятельной отрасли права, скорее всего, нельзя, поскольку, как было показано выше, важнейшим основанием для выделения отрасли права является выделение его предмета и метода правового регулирования. Рассматривая спортивное право, довольно трудно осуществить такое выделение, поскольку отношения, складывающиеся в спорте, весьма многообразны. Относительно же метода правового регулирования стоит сказать, что в зависимости от вида отношений в сфере спорта используются методы правового регулирования различных отраслей права, и выделить конкретный метод, нормализующий общественный отношения, складывающиеся в сфере спорта, не представляется возможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: