Миссия и роль МФ внутри олимпийского движения

1. Миссия и роль МФ внутри олимпийского движения состоят в следующем:

1.1. создавать и вводить в действие - в соответствии с олимпийским духом - правила для занятий своим видом спорта и обеспечивать их применение;

1.2. обеспечивать развитие своего вида спорта во всем мире;

1.3. содействовать реализации изложенных в Олимпийской хартии целей, в частности, посредством распространения Олимпизма и олимпийского образования;

1.4. выражать свое мнение по поводу кандидатур на организацию Олимпийских игр, особенно в том, что касается технических аспектов мест проведения соревнований по их виду спорта;

1.5. устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям на Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и передавать их на утверждение в МОК;

1.6. брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своим видом спорта на Олимпийских играх и, если они согласятся, на Играх, проводимых под патронажем МОК;

1.7. обеспечивать техническую помощь в реализации программ Олимпийской солидарности;

1.8. поощрять и поддерживать меры, относящиеся к медицинской помощи и здоровью спортсменов.

2. Кроме этого, МФ имеют право:

2.1. составлять предложения для МОК в том, что касается Олимпийской хартии и олимпийского движения;

2.2. участвовать в подготовке Олимпийских конгрессов;

2.3. участвовать, по просьбе МОК, в деятельности комиссий МОК.

10. НОК

Миссия и роль НОК*

Миссия НОК состоит в развитии, продвижении и защите олимпийского движения в соответствующих странах, в соответствии Олимпийской хартией.

1. Роль НОК состоит в следующем:

2.1 проводить в жизнь основополагающие принципы и ценности Олимпизма в своих странах, в частности, в областях спорта и образования, посредством реализации программ олимпийского образования на всех уровнях в школах, институтах спортивного и физического воспитания и университетах, а также стимулируя создание учреждений олимпийского образования, таких как национальные олимпийские академии, олимпийские музеи и другие программы, включая культурные, имеющие связь с олимпийским движением;

2.2. обеспечивать соблюдение Олимпийской хартии в своих странах;

2.3. способствовать развитию спорта высших достижений, а также массового спорта;

2.4. способствовать подготовке спортивных кадров посредством организации курсов и обеспечивать то, чтобы они пропагандировали основополагающие принципы Олимпизма;

2.5. принимать меры против дискриминации и насилия в спорте;

2.6. принять и применять на практике Всемирный антидопинговый кодекс;

2.7. поощрять и поддерживать меры, относящиеся к медицинской помощи и здоровью спортсменов.

3. НОК обладают исключительными полномочиями по представительству своих соответствующих стран на Олимпийских играх и на региональных, континентальных и всемирных комплексных соревнованиях, проводимых под патронажем МОК. Кроме того, каждый НОК обязан участвовать в Играх Олимпиады, направляя туда спортсменов.

4. НОК обладают исключительными полномочиями в выборе и назначении города, который может представить свою кандидатуру для организации Олимпийских игр в своих соответствующих странах.

5. В целях выполнения своей миссии НОК могут сотрудничать с правительственными органами, с которыми они должны развивать гармоничные отношения. Однако они не должны принимать участия в какой либо деятельности, которая противоречила бы Олимпийской хартии. НОК могут также сотрудничать с неправительственными организациями.

6. НОК обязаны сохранять свою автономию и противодействовать всяческому давлению, включая, помимо прочего, политическое, правовое, религиозное или экономическое, которое могло бы помешать им выполнять Олимпийскую хартию.

Каким бы ни был их состав, НОК должны включать:

1.1. всех членов МОК в их стране, если таковые есть. Эти члены имеют право голоса на генеральных ассамблеях НОК. Кроме того, члены МОК в данной стране, о которых говорится в Правиле 16.1.1.1 и в Правиле 16.1.1.2, в силу своего положения являются членами исполнительного органа НОК, в котором они имеют право голоса;

1.2. все национальные федерации, являющиеся членами МФ, которые руководят включенными в программу Олимпийских игр видами спорта, или их представителей;

1.3. избранных представителей спортсменов. Такие представители должны были участвовать в Олимпийских играх. Они должны покинуть свой пост не позднее чем по окончании третьей Олимпиады с момента их последнего участия в Олимпийских играх. По просьбе НОК, Исполнительный комитет МОК может освобождать от выполнения требования о том, что данные представители должны были участвовать в Олимпийских играх.

Задачи НОК:

НОК выполняют следующие задачи:

2.1. Они составляют, организуют и руководят своими делегациями на Олимпийских играх и на комплексных спортивных региональных, континентальных и всемирных соревнованиях, проводимых под патронажем МОК. Они принимают решение о подаче заявок на спортсменов, представленных их соответствующими национальными федерациями. Этот отбор основывается не только на спортивных достижениях спортсмена, но также на его способности служить примером для молодых спортсменов его страны. НОК должны обеспечить полное соответствие положениям Олимпийской хартии заявок, предложенных национальными федерациями.

2.2. Они обеспечивают экипировку, транспортировку и размещение членов своих делегаций. Они заключают соответствующие страховые контракты на случай смерти, нетрудоспособности, болезни, медицинских и фармацевтических затрат членов своих делегаций, а также по поводу их ответственности перед третьими лицами. Они несут ответственность за поведение членов своих делегаций.

2.3. Они наделены исключительным правом и полномочиями устанавливать и определять предметы одежды и униформы, а также экипировку, используемую членами их делегации на Олимпийских играх и на всех связанных с ними соревнованиях и церемониях.

Эти исключительные полномочия не распространяются на специализированное оборудование, используемое спортсменами их делегаций во время спортивных соревнований. В этой связи понятие “специализированное оборудование” ограничивается оборудованием, признанным соответствующим НОК как имеющим существенное воздействие на достижение спортсменами результатов, благодаря своим техническим особенностям. Всякая реклама о таком специализированном спортивном оборудовании должна быть представлена соответствующему НОК, если в ней имеется явная или подразумеваемая ссылка на Олимпийские игры.

2.4. Они оказывают МОК помощь в отношении защиты олимпийской собственности на своих соответствующих территориях.

3. Рекомендации:

Национальным олимпийским комитетам рекомендуется:

3.1. регулярно - по возможности ежегодно – организовывать Олимпийский день или Олимпийскую неделю, призванные способствовать развитию олимпийского движения.

3.2. включать в свою деятельность содействие развитию культуры и искусства в области спорта и Олимпизма.

3.3. участвовать в программах Олимпийской солидарности.

3.4. изыскивать источники финансирования способом, совместимым с основополагающими принципами Олимпизма.

11. Празднование, организация и управление ОИ

Олимпийские игры – это соревнования в индивидуальных или командных видах спорта среди спортсменов, но не среди стран. Они объединяют спортсменов, отобранных соответствующими НОК, заявки которых были приняты МОК. При пятицветном исполнении это переплетение - слева направо - голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов.

Празднование Олимпийских игр*

1. Игры Олимпиады празднуются в течение первого года Олимпиады, а зимние Олимпийские игры - в течение третьего года Олимпиады.

2. Честь и ответственность за проведение Олимпийских игр МОК возлагает на город, который избирается в качестве города - организатора Олимпийских игр.

3. Даты проведения Олимпийских игр определяются Исполкомом МОК.

4. Не проведение Олимпийских игр в течение года, в который они должны быть проведены, влечет за собой отмену прав города-организатора, без ущерба для других прав МОК.

5. Любая дополнительная прибыль, полученная городом-организатором, ОКОИ или НОК страны города-организатора в результате проведения Олимпийских игр, должна быть направлена на развитие олимпийского движения и спорта.

Продолжительность соревнований Олимпийских игр не должна превышать шестнадцати дней.

Избрание города-организатора Олимпийских игр*

1. Избрание города-организатора является прерогативой Сессии МОК.

2. Исполком МОК определяет процедуру, которой надлежит придерживаться до проведения выборов на сессии. За исключением чрезвычайных обстоятельств, выборы города-организатора должны состояться за семь лет до празднования Олимпийских игр.

3. Правительство страны любого города, подавшего заявку на проведение Игр, должно представить в МОК документ, имеющий обязательную юридическую силу, содержащий обязательство и гарантии этого правительства о том, что страна и ее органы государственной власти будут соблюдать и выполнять Олимпийскую хартию.

4. Выборы города-организатора Олимпийских игр проводятся в стране, в которой нет городов - кандидатов на проведение соответствующих Олимпийских игр.

МОК поручает организацию Олимпийских игр НОК страны, где находится город-организатор, а также самому городу-организатору. НОК несет ответственность за организацию для этих целей Организационного комитета (ОКОИ), который с момента своего учреждения становится подотчетным непосредственно Исполкому МОК.

Чтобы быть допущенными к участию в Олимпийских играх, спортсмен, тренер, инструктор или иное официальное лицо команды должны выполнять Олимпийскую хартию, включая условия допуска, установленные МОК, а также правила соответствующей МФ, утвержденные МОК; спортсмен, тренер, инструктор или иное официальное лицо команды должны быть заявлены своим НОК. Вышеупомянутые лица должны:

- уважать дух честной игры и отказа от насилия и вести себя соответствующим образом;

- соблюдать и выполнять во всех отношениях Всемирный антидопинговый кодекс.

. Приглашения и заявки*

1. Приглашения для участия в Олимпийских играх должны быть разосланы МОК всем признанным НОК за один год до церемонии открытия.

2. Подавать заявки на спортсменов для участия в Олимпийских играх могут только те НОК, которые признаны МОК.

3. Все заявки на участие рассматриваются МОК, который, по своему усмотрению, может в любой момент отклонить заявку без указания причины отказа. Никто не имеет никакого преимущественного права на участие в Олимпийских играх.

4. НОК может подать заявку на участие спортсмена только при получении рекомендаций по заявкам от национальных федераций. В случае их утверждения НОК передает эти заявки в ОКОИ. ОКОИ должен подтвердить получение этих заявок. НОК должны проверить законность заявок, предлагаемых национальными федерациями и обеспечить, чтобы никто не был отстранен по расовым, религиозным или политическим мотивам или ввиду других форм дискриминации.

НОК должны направлять на Игры только спортсменов, надлежащим образом подготовленных к международным соревнованиям высокого уровня. Национальная федерация может подать в Исполком МОК через свою МФ просьбу пересмотреть решение НОК по вопросу о заявках. Решение Исполкома МОК является окончательным

12. Международная хартия ** физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г. Хартия была принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять ее и применять.

Содержательная часть Хартии физического воспитания и спорта содержит десять статей, в которых отражена квинтэссенция общих принципов и духа преамбулы.

Статья 1 определяет, что «занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека. Указывается также, что каждый человек, в соответствии со спортивными традициями своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям. При этом специально подчеркивается, что особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими или умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.

Статья 2 провозглашает, что физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в системе просвещения. При этом поясняются функции физического воспитания и образования, которые должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество. Декларируется также, что каждая система образования должна отводить важное место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту, т.к. это необходимо для установления равновесия и укрепления связей между физической культурой и другими элементами образования.

Статья 3 устанавливает, что программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества, то есть в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны.

В статье 4 регламентируется обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта. При этом подчеркивается, что обучение физической культуре и спорту должно осуществляться квалифицированным персоналом.

Статья 5 указывает, что для физического воспитания и спорта необходимы соответствующее оборудование и инвентарь. В рамках статьи отмечается: «Правительствам, государственным органам, школам и компетентным государственным организациям на всех уровнях следует объединить свои усилия и скоординировать свою работу по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта.

Статья 6 устанавливает, что научные исследования и оценка являются необходимыми элементами развития физического воспитания и спорта, а статья 7 провозглашает, что охрана этических и нравственных ценностей физического воспитания. Здесь отмечается опасность допинга, насилия и коммерческих излишеств в спорте.

О положительном влиянии средств массовой информации на физическое воспитание и спорт говорит статья 8. Подчеркивается, что «отношения между работниками средств информации и специалистами по физическому воспитанию должны быть тесными и основанными на доверии в целях оказания позитивного влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью обоснованной информации».

Содержание статьи 9 посвящено роли национальных организаций в сфере физической культуры и спорта. Пункт 1 данной статьи четко и недвусмысленно определяет: «Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности».

Заключительная, десятая статья декларирует, что международное сотрудничество является одним из условий всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта. Определяется, что «сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных и международных организаций должно содействовать развитию физического воспитания и спорта во всем мире».

Как видно из целей и содержания Хартии о физическом воспитании и спорте, этот международный правовой акт раскрывает роль и место физкультуры и спорта в системе образования, воспитания и прав человека. Иными словами, Хартия представляет собой нечто подобное физкультурно-спортивной Конституции для международного сообщества. Игнорирование положений Хартии какой-либо страной ставит под вопрос ее цивилизованность и зрелость демократии.

13. СПОРТИВНАЯ ХАРТИЯ ЕВРОПЫ (принята в мае 1992 года)

Целью Хартии, согласно ст. 1, является содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, для чего правительствам рекомендуется:

1 Позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности:

а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками;

б) гарантировать возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях;

с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте;

2 Защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создать гарантии спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы.

ст. 3 отмечается: «Роль государственных органов состоит, прежде всего, в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными и спортивными организациями способствует осуществлению целей Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта».

Очевидно, что количество людей, вовлеченных в ФКиС, напрямую зависит от количества и качества спортивных сооружений. Поэтому ст.ст. 4-7 оговаривают меры по увеличению количества и качества спортсооружений, а также свободный доступ к спортсооружениям всех желающих..

Статья 8 определяет способы предоставления помощи спорту высших достижений. В ней указывается: «Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры».

Важное место в Хартии уделяется спорту в плане подготовки спортивных специалистов. В статье 9 отмечается, что следует поощрить создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи и т.п.).

В Хартии увязываются проблемы спорта и окружающей среды. Так, статья 10 определяет: «Заботясь об улучшении физического, социального, психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в т.ч. в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно:

– учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений;

– поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды;

– повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией.

14. Европейский Манифест «Молодые люди и спорт» ыл принят министрами стран-участниц Евросоюза в мае 1995 г.

ель принятого Манифеста – благоприятствовать политике, которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям ФКиС, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и закладывать основы для занятий физической активностью на протяжении всей жизни. В соответствии с этой целью общественные власти на всех уровнях отвечают за создание разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях.

Согласно статье 3 Манифеста, физическая активность является для молодых людей естественной формой движения, основанной на элементах игры.

Занятия спортом должны быть нацелены на:

– развитие психических, физических и социальных качеств;

– обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

– воспитание уважения к себе и другим людям, в т.ч. к группам меньшинства;

– обучение терпимости и ответственности, как предпосылкам жизни в демократическом обществе;

– воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

– пропаганду здорового образа жизни.

В Манифесте отмечается, что семья и школа играют уникальную роль в пропаганде активного, здорового образа жизни. Школе надлежит решить жизненно важную задачу – заложить через ФКиС основы здорового баланса межу физической и умственной деятельностью.

Статья 6 Манифеста подчеркивает, что для вовлечения в спорт молодежи необходимы хорошо продуманные и сбалансированные программы, которые должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них.

В то же время занятия спортом на всех уровнях – как в школе, так и за ее пределами – должны вести квалифицированные и подготовленные учителя и тренеры, независимо от того, работают ли они на добровольной или профессиональной основе.

Далее Манифест определяет, что каждая школа должна иметь необходимое оборудование для занятий ФКиС. Все молодые люди, в т.ч. инвалиды и дети, должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям.

В заключительной статье говорится, что правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста.

Особое место СЕ было уделено борьбе с допингом.

Каждому спортсмену хорошо знаком термин «допинг», который происходит от английского слова dope – наркотик, дурман. Давно было подмечено, что некоторые вещества оказывают на спортсменов стимулирующее действие, – после их приема результаты повышались на три, пять, а иногда и более процентов. Нужно ли говорить, что в тех видах спорта, где счет идет на десятые и даже сотые доли секунды такой прирост в спортивных результатах является колоссальной величиной. В свою очередь, повышение результатов ведет к новым европейским, мировым и олимпийским рекордам, к победам и получению больших сумм призовых денег. Поэтому соблазн найти и применить стимулирующие вещества для спортсменов и их тренеров весьма велики.

Так, например, руководители китайского спорта вынуждены были пойти на беспрецедентный в истории Олимпиад шаг – сократили свою делегацию в Сиднее на 10 %, так как опасались, что ряд их ведущих спортсменов не пройдет допинг-контроль. За год до сиднейских Игр китайцы сами внесоревновательным допинг-контролем уличили и дисквалифицировали 10 ведущих спортсменов и их тренеров.

На чемпионате мира 2001 г. по зимним видам спорта в Лахти шесть ведущих финских лыжников были уличены в применении запрещенных веществ. Других примеров применения допинга в современном спорте необычайно много.

Последствия применения допинга весьма негативные. Во-первых, применение стимулирующих препаратов ставит спортсменов в неравные условия, - выигрывает не тот, кто объективно сильнее, а тот, кто обладает более мощным допинговым препаратом. Такое положение противоречит правилам честной игры.

Вторая отрицательная сторона допинга состоит в том, что его применение ведет к мутациям в организме человека. Например, употребление гормонов роста – таких, как самотропин или генотропил, – ведет к таким изменениям, как укрупнение носа, подбородка, ушей. Кроме того, гормоны роста вызывают также неконтролируемый рост внутренних органов, что чревато тяжелыми дисфункциями. Передозировка стимуляторов ведет подчас к инвалидности, и даже смерти спортсменов.

15. КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ "СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА - ПУТЬ К ПОБЕДЕ"
(принят в 1985 году)

1. Кодекс спортивной этики Совета Европы "Справедливая игра - путь к победе" является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.

2. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.

3. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: