Главные размеры (размерения) корабля

Главные размерения корабля - есть линейные размеры его корпуса, снятые параллельно главным плоскостям теоретического чертежа. К ним относят длину L, ширину В, осадку Т, высоту борта Н. Различают четыре вида главных размерений (раз­меров) корабля: наибольшие, габаритные, конструктивные и расчетные. Они измеряются в метрах.

37. Поперечная система набора корпуса применяется на малых кораблях. Здесь балками главного направления являются: флоры — поперечные пластины набора днища; шпангоуты (шпангоутные стойки) — поперечные балки набора бортов, бимсы — поперечные балки набора палубы. Флор, шпангоуты и бимс образуют шпангоутную раму. Расстояние между дву­мя соседними шпангоутными рамами называют конструктивной шпацией. Она составляет 500—900 мм. Перекрестными связями являются карлингсы — продольные балки набора палубы, бортовые стрингеры — продольные балки набора борта, днищевые стрингеры — продольные балки — пластины набора днища, вертикальный киль —продольная балка набора днища, проходящая в диаметральной плоскости от фор­штевня до ахтерштевня.

Конструктивный мидель-шпангоут корпуса корабля, набранного по поперечной схеме: 1— вертикальный киль; 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — настил второго дна; 5, 8 — кница; 6 — шпангоут; 7 —бортовой стрингер; 9 — бимс; 10 — карлингс; 11 — пиллерс; стрелка показывает пазовое соединение поясов; S — толщина обшивки (настила) в мм

Общая продольная прочность корабля, набранного по поперечной системе, обеспечивается всеми перекрестными связями, карлингсами, стрингерами и вертикальным килем, а также обшивкой днища и борта, настилом второго дна и верхней палубы.

Поперечная система набора корпуса более проста конструк­тивно и более технологична, чем продольная. Основной ее недо­статок состоит в том, что при ней более трудно обеспечить устойчивость настила верхней палубы и обшивки под действием сжима­ющих усилий от общего изгиба корпуса.

38. Продольная система набора корпуса применяется на большинстве военных кораблей. При ней балками главного на­правления являются карлингсы, бортовые и днищевые стрингеры, вертикальный киль и большое количество продольных балок в ос­новном полособульбового профиля, которые называются про­дольными ребрами жесткости и устанавливаются по настилам палуб и второго дна, бортовой и днищевой обшивке, конструкциям днищевых стрингеров и вертикального киля.

Перекрестными связями служат рамные бимсы, рамные шпангоуты и флоры, составляющие шпангоутные рамы. В зависимости от водоизмещения корабля конструктивная шпация имеет размеры от 1500 до 3000 мм.

Мидель-шпангоут корпуса корабля, набранного по продольной системе:

1 — вертикальный киль; 2 — флор; 3 — ребро жесткости; 4 — настил второго дна; 5 — днищевой стрингер; 6 — бортовой стрингер; 7 — рамный шпангоут; 8-— рамный бимс; 9 — карлингс.

Благодаря большому числу продольных ребер жесткости удается обеспечить заданную общую продольную прочность корпуса, устойчивость обшивки и настилов при сокра­щении массы корпуса на 15—20% по сравнению с кораблем, набранным по поперечной системе. Однако повышается сложность изготовления корпусных конструкций, стыковки секций и блоков при сборке корпуса, затрудняется обеспечение водонепроницаемо­сти переборок, что в итоге удорожает технологию постройки корабля.

39. Смешанная (продольно-поперечная) система набора корпуса часто применяется на кораблях большого водоизмещения (линко­рах, авианосцах, тяжелых крейсерах). У таких кораблей днище и верхняя палуба, набранные по продольной системе, обеспечивают, прежде всего, продольную прочность, а борта, имеющие попе­речную систему набора, при сравнительной простоте конструкции обеспечивают необходимое сопротивление местным нагрузкам.

40. Днище корабля простирается от форштевня до ахтерштевня и от борта до борта. Оно подвержено действию растягивающих и сжимающих усилий, возникающих от общего изгиба корпуса, сжа­тию со стороны бортов, действию давления забортной воды, гру­зов и механизмов, установленных на нем, реакции со стороны килевой дорожки при постановке корабля в док. Кроме того, днище испытывает значительные динамические нагрузки при ударах корпуса о воду во время шторма.

Днище состоит из обшивки и подкрепляющих ее балок набора. У большинства кораблей в составе днища имеется второе дно — непроницаемый настил, устанавливаемый поверх набора днища. Второе дно идет вдоль корабля горизонтально и ограничивается по ширине бортами, а по длине — форпиковой и ахтерпиковой переборками.

41. Главные водонепроницаемые переборки участвуют в обеспечении непотопляемости корабля, общей и местной прочности корпуса. Они: подвергаются действию аварийного Напора воды, поперечному и вертикальному сжатию, воспринимают реакцию кильблоков при постановке корабля в док. По конструкции главные переборки бывают плоскими и гофрированными и делятся на поперечные и продольные.

Набор главных переборок выполняют из балок полособульбового или сварного таврового профиля. Их устанавливают горизонтально или вертикально в зависимости от соотношения между шириной и высотой переборки, схемы набора корпуса. Горизон­тальные балки называют горизонтальными ребрами жесткости, а вертикальные — стойками. Как правило, ребра жесткости и стойки размещают с одной стороны полотнища таким образом, чтобы они опирались на балки набора палубы и днища. В главных переборках от днища до палубы, обеспечивающей не­потопляемость, как правило на НК устанавливают водонепроницаемые двери или же не делают вовсе.

В местах прохода электрокабелей, трубопроводов, валов и што­ков герметичность переборок достигается установкой переборочных стаканов и сальниковых уплотнений.

Главные поперечные переборки располагают, как правило, от борта до борта, а по высоте от днища до верхней палубы. Если корабль имеет полубак, то форпиковую переборку, а часто и переборку, следующую за ней, доводят по высоте до палубы полубака. Их изготавливают повышенной прочности и называют таранными. Таранная переборка должна выдерживать гидродинамическое давление при движении корабля с оторванной носовой оконечностью вперед малым ходом. Ахтерпиковую переборку располагают с учетом конструкции кормовой оконечности корабля и дейдвудного устройства.

Главные продольные переборки устанавливают на крупных ко­раблях в районе погребов боеприпасов, машинных и котельных отделений. По высоте они простираются от днища до палубы, обеспечивающей непотопляемость корабля. По длине их заканчивают на главных поперечных переборках, с противоположной стороны которых ставят большие кницы, обеспечивающие плавный переход продольных переборок в продольные связи корпуса.

42. Дельные вещи — металлические изделия, состовляющие часть оборудования корпуса. К ним относят двери, люки, горловины, иллюминаторы, трапы.

43. Корабельные двери делят по степени герметичности на водонепроницаемые, водогазонепроницаемые, брызгонепроницаемые и проницаемые; по местам расположения - на наружные и внутренние; по материалу — на стальные и из алюминиевых сплавов. Водонепроницаемые двери; устанавливают на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахтах машинных и котельных отделений. Брызгонепроницаемые двери используют в банях, прачечных, гальюнах, умывальниках. Проницаемые двери устанавливают в жилых и служебных помещениях, где не требуется герметизация.

Дверь водогазонепроницаемая:

1— комингс; 2 — полотно; 3 — ручка пружинная; 4 —- ручка задраек; 5 — задрайка клиновая; б — петля; 7 — резина уплотнительная; 8 — клин

Люки представляют собой вырезы в палубе с задраивающимися крышками. Они служат для доступа в подпалубные помещения. Вырез люка оформляют по периметру комингсом, на который опирается крышка.

Иллюминаторы служат для освещения и вентиляции корабельных помещений. По форме они бывают круглыми, диаметром от 200 до 400 мм и прямоугольными размерами 600x475 мм или 1120X800 мм. Круглые иллюминаторы устанавливают в борту корабля, прямоугольные — в рубках и помещениях надстроек.

44. Горловина (лаз) — овальный вырез в переборке или настиле, закрывающийся герметичной крышкой. Через горло­вину осуществляют доступ в цистерны, коффердамы, отсеки.

Трапы обеспечивают проход с одной палубы на другую. По месту расположения их делят на наружные и внутренние, по назначению — на магистральные, вспомогательные и местные, по конструкции — на наклонные, вертикальные и скоб-трапы. Все трапы, как правило, располагают вдоль корабля и оборудуют надежными поручнями.

45. Корабельные системы — совокупность трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами, предназначенных для обеспечения боевой и повседневной деятельности корабля, его живучести создания комфортных условий обитания и защиты экипажа от оружия массового поражения. Корабельные системы обслуживают корабль в целом.

Корабельные системы классифицируются: по назначению, по построению системы в целом и подсхеме построения ее магистрального трубопровода.

По назначению корабельные системы подразделяются на следующие группы: трюмные системы, балластные системы, противопожарные системы, системы бытового водо­снабжения, системы отопления, вентиляции и кон­диционирования воздуха, системы защиты от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (OB; PB и БС), система универ­сальной водяной защиты, система противохимической вентиляции; холодильные системы, системы сжатого воздуха и газов.

46. В отличие от общих корабельных систем на кораблях имеются специаль­ные системы, обеспечивающие работу корабельной энергетической установки, оружия, отдельных устройств, агрегатов и механизмов. Изучаются специальные системы вместе с той техникой, в состав которой они входят. Например для ГЭУ это системы охлаждения пресной и забортной водой, топливная и масляная, система пуска ГЭУ воздухом или стартером, система воздухозабора и газовыхлопа и т.п.

47.. По назначению корабельные системы подразделяются на следующие группы:

трюмные системы - осушительная, водоотливная перепускная;

балластные системы — креновая, дифферентная, балластная;

противопожарные системы — противопожарная водяная, объемного химического тушения, паротушения и пенного пожаротушения, водораспыления, водяного ороше­ния, затопления, ингибиторная;

системы бытового водоснабжения — питьевой и мытьевой воды, бытовой пресной и забортной воды;

системы отопления, вентиляции и кон­диционирования воздуха, системы защиты от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (OB; PB и БС):

система универсальной водяной защиты, система противохимической вентиляции; холодильные системы — холодильного агента, холодоносителя; системы сжатого воздуха и газов.

48. Трюмными системами называют группу корабельных систем, предназначенных для удаления за борт воды, скапливающейся в корпусе корабля в процессе повседневной эксплуатации, а также воды, попавшей в него при боевом и аварийном повреждении корпуса. К ним относятся осушительная, водоотлив­ная и перепускная системы.

49. Балластные системы предназначены для перемещения водяного балласта (забортной воды) с целью изменения осадки, крена и дифферента корабля. К ним относятся: креновая, дифферентная и балластная системы.

50. Противопожарные системы — это группа корабельных систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пе­ны, легкоиспаряющихся жидкостей и.т.п.) для тушения, локали­зации и предупреждения пожара. К ним относятся: про­тивопожарная водяная, объемного химического тушения, паротушения и пенного пожаротушения, водораспыления, водяного ороше­ния, затопления, ингибиторная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: