Ответы на экзаменационные вопросы по ТУЖК (2015 год)

1. Корабль — плавающее инженерное сооружение, оснащенное оружием и техническими средствами для решения боевых и обеспечивающих задач, имеющее военный экипаж, входящее в состав ВМС и несущее Военно-морской флаг.

2. По принципу поддержания при движении корабли делят на: водоизмещающие - подводные лодки (ПЛ) и надводные ко­рабли; корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке - КБП, на подводных крыльях - КПК, экранопланы).

3. Корабли по типу главной энергетической установки (ГЭУ), обеспечивающей ход делятся - на корабли с котлотурбинной энергетической установкой (КТЭУ), газотурбин­ной энергетической установкой (ГТЭУ), дизельной энергетической установкой (ДЭУ), атомной энергетической установкой (АЭУ), комбинированной энергетической установкой.

4. В зависимости от содержания задач, поставленных перед ко­раблем, конструкторы наделяют его боевыми и мореходными свой­ствами. К основным боевым свойствам относят боеспособность, живучесть, боевую защиту, скорость хода, дальность плавания, маневренность, автономность, обитаемость..

5. Мореходные свойства -это свойства, характеризующие пове­дение корабля на воде при различных условиях плавания и при различных состояниях моря. К ним относят: плавучесть, остойчи­вость, непотопляемость, ходкость, управляемость, мореходность.

6. Боеспособность - способность корабля вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с предназначением. Оп­ределяется, прежде всего, составом и эффективностью вооруже­ния, средств защиты, совершенством технических средств, а так­же выучкой личного состава.

7. Вооружение - комплекс различных видов оружия, установленных на корабле, и средств, обеспечива­ющих его применение. К вооружению относят ракетное, артилле­рийское, торпедное, минное, бомбовое оружие, системы его пуска, наведения и управления. Кроме того, на кораблях в состав воору­жения включают радиолокационные, радиотехнические, гидроаку­стические, штурманские комплексы, а также летательные аппара­ты и средства их обеспечения (авиационное вооружение).

8. Живучесть — способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность. Обеспечивается конструкцией корпуса, конструкцией, составом, размещением оружия и технических средств, их защищенностью, умелыми действиями личного состава.

9. Основными элементами живучести корабля являются:

- взрыво - и пожаробезопасность,

- непотопляемость,

- защищенность личного состава,

- защита оружия и технических средств.

10. Боевая защита — комплекс конструктивных и организационно-технических мероприятий, предназначенных для защиты корабля и его экипажа от взрывов и поражающего воздействия оружия про­тивника.

11. Скорость хода - расстояние, проходимое кораблем в единицу
времени (измеряют в узлах, 1 уз=1 миля/ч). У корабля различают наибольшую, полную, экономическую и наименьшую скорости. Наибольшая скорость достигается при максимальной мощности ГЭУ, полная скорость — при номинальной мощности ГЭУ, экономическая — при наименьшем расходе топлива на милю пути, наименьшая — минимальная скорость при сохранении управляе­мости корабля.

12. Дальность плавания - расстояние в милях, проходимое кораб­лем с заданной скоростью до полного израсходования расчетного запаса топлива. Определяется для различных скоростей. Наиболее часто указывают дальность плавания экономической скоростью. Выбор дальности плавания при создании корабля позволяет опре­делить необходимый запас топлива и смазочного масла.

13. Маневренность - способность корабля быстро изменять ско­рость и направление движения. Основными маневренными эле­ментами считают диаметр и период циркуляции, время развития полной скорости, время реверса — изменения направления движе­ния с полного хода вперед на полный ход назад, инерцию - свой­ство сохранять поступательное движение после остановки главных двигателей (измеряют и кабельтовых).

14. Автономность - способность корабля выполнять стоящие перед ним задачи без пополнения запасов топлива, продовольствия
и воды, без смены экипажа. Автономность исчисляют в сутках и
часто указывают по запасам провизии на борту.

15. Обитаемость -комплекс факторов, характеризующих условия жизни и деятельности личного состава корабля влияющих на его работоспособность и здоровье в боевой и повседневной обстанов­ке. К обитаемости относят условия размещения экипажа на бо­евых постах, в каютах и кубриках, шумность, физическое состоя­ние и химический состав воздуха во внутренних помещениях, на­личие пищеблоков, помещений медицинского, санитарно-бытового, спортивного и культурного назначения.

16. Плавучестью называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке.

17. Остойчивостью называется способность корабля, выве­денного из положения равновесия воздействием внеш­них кренящих нагрузок, вновь возвращаться в первона­чальное положение после прекращения этого воздейст­вия.

Остойчивость — одно из основных мореходных ка­честв, сохранение и поддержание ее является важней­шей задачей экипажа корабля.

18. Непотопляемость корабля есть его способность оставаться на плаву при затоплении части отсеков, имея посадку и остойчивость, обеспечивающие ему хотя бы ограниченные боевые и эксплуатаци­онные свойства.

Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.

Борьба экипажа за непотопляемость судна должна быть направлена на:

- обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкций корпуса (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы);

- прекращение или ограничение поступления воды внутрь и распространения её по судну;

- удаление воды из смежных отсеков, а также воды, скопившейся при тушении пожаров:

- восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна;

- восстановление остойчивости, плавучести и спрямление аварийного судна;

- обеспечение хода и управляемости аварийного судна

19. Корпус - наиболее ответственная часть корабля. Он представляет собой удлиненное тело, образованное водонепроницаемой прочной оболочкой, внутри которой размещают вооружение, технические средства, экипаж и различные запасы. Форму и размеры корпуса выбирают из условия наиболее полного удовлетворения назначения кораблю боевых и мореходных свойств. Конструкции, ограничивающие корпус сверху, с боков, внизу, называют соответственно верхней палубой, бортами и днищем.

20. Главные плоскости корабля.

21. Форма корпуса и его составные части.

ВП - верхняя палуба; СП - средняя палуба; НП - нижняя палуба; 1 -машинное отделение; 2- трюм; 3 -линия ахтерштевня; 4- ахтерпик; 5 -ахтерпиковая переборка;

6- платформа; 7 -волнорез; 8- козырек; 9 -форпик; 10 -ли­ния форштевня; 11 -форпиковая переборка; 12- днище; 13 -междудонное пространство; 14 -главная поперечная переборка

22. Формы оконечностей.

а - носовых; б - кормовых; 1,2-обыкновенная; 3-клиперская; 4-ледокольная с подрезом; 5-носовая оконечность с бульбом (бульбообразная),

6-крейсерская; 7,8-транцевая

Наклон форштевня улучшает мореходные качества корабля и его архитектур­ный вид; клиперская - форштевень криволинейный, его надводная часть резко вынесена вперед. Такая форма уменьшает заливаемость палубы в шторм и удобна для размещения якорного устройства; ледокольная - форштевень в подводной части и частично над водой имеет наклон к горизонту 30-25°, что дает возможность ледоколу ломать лед своей массой. Обыкновенная и клиперская формы носовой оконечности могут быть дополнены в подводной части бульбом. Военные корабли в бульбе имеют антенну гидроакустического комплекса. Носовой бульб у вспомо­гательных судов уменьшает волнообразование на ходу и тем самым способствует увеличению скорости на 1,0-1,5 уз. Очертания кормовой оконечности завершаются линией ахтерштевня.

Кормовая оконечность может иметь следующую форму: крейсерскую - корма имеет округлые очертания, подзор находится под водой; транцевую - корма срезана вертикальной или наклонной плоскостью, образующей транец. Форму кормовой оконечности выбирают, исходя из количества и типа движителей, назначения корабля, размещаемых в корме устройств

23. Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует форму поперечного сечения корабля в средней части. В этом сечении также различают линии палубы, борта и днища. Линия палубы имеет криволинейную форму выпуклостью вверх, образующую уклон палубы от ДП к бортам. Этот уклон называют погибью. Погибь обеспечивает сток воды с палубы к портам, откуда она отводится за борт. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палуба надстроек). В районе ДП погибь выполняют по дуге окружности или параболы, а к бортам - по наклонной прямой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: