Агрессия: эмоциональные и мотивационные аспекты

Мотивация асоциального поведения

Агрессия – намеренное приченение вреда другому человеку (физического, психологического, перпятствие намерениям, препятствие удовлетворению его потребностей и др).

Агрессивность – склонность,предрасположенность к агрессии.

Классификации видов агрессии по типу реакции:

· вербальная и физическая;

· прямая и замаскированная.

· спонтанная (внешние обстоятельства не вызывают агрессии) и реактивная (человека толкнули, он огрызнулся); один вид агрессии может маскирвоаться под другой.

Классификации видов агрессии по направлению:

· экстравраждебная (на внешний мир, на сам объект; сдвиг объекта агресии на беззащитную жертву)

· интровраждебная (на себя).

Классификации видов агрессии целям агрессии:

· инструментальная (цель – реализация какого – то другого мотивая, а приченение вреда – средство): личностноориентированная и социориентированная (ради общественно полезных целей причиняется вред;например, штраф нарушителей.)

· враждебная (цель – приченение вреда и переживание удовольствие от того, что объекту наносится врде)

· экспрессивная (цель – разрядка возникшего напряжения).

Агрессивное поведение регулируется общественными нормами. Есть нормы агрессии и нормы возмездия (как можно отвечать на агрессию). Нормы агрессии - существующие в данном обществе правила, о допустимости оперделеных типов агрессивного поведения, их частоте и масштабах.Этологи и психоаналитики считают,что агрессия врождена,им противостоят теории социального научения

Самооправдание агрессии:

· Снижение значимости агрессии через сравнение (сравнивает себя с другими).

· Служение агрессии высшим целям (увидев сына с сигаретой, отец наказывает его ремнем и говорит, что тот ему еще спасибо скажет).

· Отрицание своей ответственности (мне приказали).

· Разделенение ответственности (несколько человек принимает участие в агрессивном действии)

· Дегуманизация жертвы (людей нельзя убивать, но разве это люди).

· Постепенное привыкание, примерение (человек постпенно эмоционально принимает свои действия).

Теории возникновения агресии:

1) Агрессия- базовая инстинктивная мотивация,которая требуется в разрядке,иначе будет патология Теория влечений (З. Фрейд).. К. Лоренц придерживался аналогичных взглядов. Он считал, что в организме животных и человека постоянно накапливается энергия агрессивного влечения, при чем накопление происходит до тех пор, пока в результате соответствующего пускового раздражителя эта энергия не разрядится. По Лоренцу животные:1)хищники(много запирающих ключевых стимулов –тормозят агрессию) и 2)канибалы (нет механизмов торможения агрессии).Лоренц изучал на животных внутривидовую агрессию, он считал, что она полезна и существует как самостоятельный инстинкт.

Функции внутривидовой агрессии:

· естественный отбор,

· забота о потомстве(более сильный самец он оставляет потомство и агрессия помогает защищать ему потомство),

· обеспечение изоляции группы в пределах одной популяции, что, например, препятствует перемешиванию стай при встрече их на одной территории;

· противодействие проникновению в данное сообщество чужих особей, а также ограничение числа производителей путем изгнания части самцов; в таких случаях возникает "резерв" мигрирующих особей, за счет которого пополняется недостаток производителей в других популяциях

· участие в формировании и поддержании структуры индивидуализированных сообществ.

·

2) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (А. Бандура). Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, и оттормаживаются такие действия, которые подкрепляются отрицательно (например, через наказание). В процессе развития личности внешние подкрепления, позитивные и негативные, интериоризируются и переходят во внутренний план, становясь уже субъектными, внутриличностными регуляторами поведения. Таким образом, ситуативное развитие агрессивных действий становится зависимым от личностных структур, либо облегчающих проявления агрессии, либо, напротив, обладающих по отношению к ним преградным смыслом.

Эксперимент Бандуры: детям показали фильм, в котором герой проявляется словесную агрессию.

3) ФРУСТРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. Фрустрация – психическое состояние, котороые возникает вследствие реального или воображаемого препятствия на пути достижения цели (проявляется в виде гнетущего напряжения, треовги, отчаяния, гнева). Агрессия – это результат фрустраций.

Агрессия должны быть экстравраждебной, выплескиваться во в нешнюю среду, она не должна становится интровраждебной, аутоагрессией (результаты – алкоголизм, суицид и др.).

Признаки детеныша и признаки самки являются тормозящими агрессию факторами. Эти механизмы торможения агрессии есть у хищников (волков, собак, ворон, сорок). Стимул тормозящий агрессию – это, например, подставление беззащитной части тела. У животных – каннибалов нет механизмов, тормозящих агрессию, человек один из них. Человек создал оружие в качестве защиты, оружие облегчает убийство. Деревенские жители имеют различные механизмы выброса агрессии: много пространства, совместная охота, враждебная соседняя деревня и др. Нарушение психологичсекого пространства усиливает агрессию. У городских жителей наблюдается обилие социальных связей, нарушение психологического пространства, мирные занятия. От агрессии нужно освобождаться. Бить тарелки – лучший способ реализации агрессии нежели ссоры с близкими. Конкуренция в спорте, в науке и т.д. – хороший способ реализовать агрессию по отношению к другим.

Агрессивность – это предрасположенность к агрессивным действиям.

Враждебность – негативная установка, готовность одного воспринимать другого негативным образом. Агрессия – это черта личности.

На агрессию также влияют ситуативные факторы:

1) намерение, которое приписывается нападающему (как только субъект решил, что другой решил причинить ему вред, это вызывает у него гнев; эту установку очнеь сложно изменить);

2) ожидание мести за совершенную агрессию (если против человека совершены агрессивные действия, то он осуществляет принцип мести даже тогда, когда существует вероятностьм ести в ответ);

3) ключевые раздражители, которые содействуют агрессии (наличие соответствующих агрессии ключевых раздражителей может повысить интенсивность агрессивного действия, таким раждражителем является, например, оружие);

4) удовлетворение в результате достижения цели агрессии (человеку, который был объектом агрессии, удовлетворение приносят любые проявления страдания жертвы);

5) самооценка (уровень самооценки регулирует внутренне обязательные стандарты нормы, которые могутк ак мешать, так и содействовать осуществлению агрессии; Хейкхаузен: если в результате несправделивого, по мнению жертвы, нападения было задето чувство собственного достоинства. то агрессия в форме мести будет направлена на его восстановление; в случае слишком сильной агресси может возникнуть чувство вины, т.е. негативная самооценка);

6) оценка со стороны других людей (оценка другими людьми является действенным мотивационным стимулом). Можно выделить соответственно: в ознаграждаемую агрессия (кубок за победу в чемпионате по боксу) и невознаграждаемую агрессию.

Как измерить агрессию, как личностную черту. Машина агрессии Басса Дарки. Машинное устройство с кнопочками, каждая имеет цифру. Испытуемому говорится, что цифра означает силу тока, которой наказывается другой человек. Человек выполняет задачу, он ученик, испытуемый – учитель. При неправильных выполнениях задачи человек получает удар током от испытуемого (вернее так думает испытуемый).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: