Агрессия и насилие

Значение слова "насилие" в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля также имеет множество Насилие" и "насильство" – характеризуются как принуждение, неволя, нужа, силование, действие обидное, незаконное и своевольное.

"Насиловать" – насилить кого-либо, силовать, принуждать, неволить.

"Насильник" – притеснитель, обидчик, своевольник, самоуправщик, достигающий волю свою насилием[7]. В этом случае, "насилие" можно определить как демонстрацию окружающим своей угрозы нападения или прямое применение силы.

Почему люди предпринимают агрессивно-насильственные действия? Эта тема до сих пор является предметом серьезной дискуссии среди ученых и специалистов. В настоящее время в истории психологических исследований агрессии имеются три основные теории, объясняющие природу данного явления, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения или инстинктивного поведения, фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессию как форму инстинктивного поведения одним из первых начал изучать З. Фрейд. Первоначально, в своих ранних работах, он рассматривал агрессию как результат блокирования у человека его сексуального инстинкта – эроса, энергия которого, известная как либидо, направлена на упрочение, сохранение и воспроизводство жизни. В этом случае З. Фрейд не считал агрессию постоянной и неизбежной частью жизни людей, а рассматривал ее только как реакцию неудовольствия. Однако, пережив опыт насилия в период первой мировой войны, З. Фрейд постепенно перешел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии.

Он предположил наряду с основным сексуальным инстинктом существование у человека второго основного инстинкта – танатоса, или влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни.

Инстинкт смерти, следовательно, направлен против живого организма и несет разрушение другим. Если инстинкт смерти, считает Фрейд, сливается в своем влечении с сексуальным инстинктом, то он проявляет себя в садизме как извращенном половом удовлетворении, получаемом путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру.

Отказ от агрессивных импульсов или вытеснение агрессии, направленной на других, из сознательной сферы личности в область бессознательного может привести, по мнению З. Фрейда, к серьезному психическому или соматическому заболеванию[13]. Таким образом, по Фрейду, человек становится одержимым инстинктом смерти и разрушения, в связи с чем его агрессивность представляет собой не реакцию на воздействие окружающей среды, а имманентный и постоянно присутствующий в нем фактор, обусловленный самой природой. В целом З. Фрейд сделал очень важный шаг вперед к анализу биологических предпосылок феномена насилия, показав, что агрессия может иметь неосознаваемый мотивационный и проективный характер. Однако его теория страдает серьезным недостатком: она опирается на чисто абстрактные спекулятивные рассуждения и не имеет убедительных эмпирических доказательств.

Понимания агрессии как инстинктивного поведения придерживался и другой известный ученый, основоположник этологии – К. Лоренц.

По мнению К. Лоренца, агрессия является врожденным инстинктом борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Инстинкт борьбы способствовал завоеванию человечеством широкого географического пространства и помог улучшить генетический фонд вида за счет выживаемости сильных и энергичных индивидуумов и лучшей организации защиты своего потомства. К. Лоренц считал, что в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем ее накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. В результате, чем больше агрессивной энергии "накапливал" в себе индивид, тем меньший силы стимул был ему нужен для того, чтобы агрессия "выплеснулась" вовне[11].

Фактически, считал К. Лоренц, агрессивное поведение может проявлять себя даже при отсутствии высвобождающего стимула, т.е. спонтанно. Именно поэтому, по мнению К. Лоренца, так широко распространено у людей насилие в отношении представителей своего собственного вида, в отличие от большинства других живых существ. Согласно К. Лоренцу, все живые существа с рождения наделены возможностью подавлять все свои стремления, кроме природного инстинкта борьбы. Способность подавлять "инстинкт насилия" находится в прямой зависимости от их природной способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. В этом случае, чем щедрее природа наделила опасных животных всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), тем более им присуще сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа – люди, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. На заре истории человечества, рассуждал К. Лоренц, агрессивные действия против своих соплеменников, в ходе которых применялись кулаки и зубы, выглядели не столь уж страшными, так как вероятность нанесения друг другу серьезного увечья была незначительна. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового поражения, тогда как контроль над "инстинктом насилия" остался у людей на прежнем уровне. В результате, человечество само оказалось под угрозой выживания и постоянного насилия со стороны других людей. Несмотря на то, что К. Лоренц, как и З. Фрейд, считал агрессию в жизни людей "неизбежным злом", он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля насильственного поведения. К. Лоренц полагал, что участие человека в замещающих насилие действиях, не связанных напрямую с причинением ущерба, таких как спортивные состязания, тяжелая физическая работа и т.д., может существенно предотвратить накопление агрессивной энергии до опасного уровня и снизить вероятность вспышек насилия.

Несмотря на определенное различие концепций З. Фрейда и К. Лоренца, которые под разным углом зрения рассматривали происхождение агрессии в жизни людей, общим для них выступает положение о том, что агрессия является преимущественно врожденным фактором, следовательно, насилие в жизни людей никогда нельзя устранить. Агрессивные действия в данной теории считаются следствием высокого уровня агрессивности как свойстве личности[10]. Самое большее, чего можно достичь, на их взгляд, это попытаться ограничить вероятность проявления подобных явлений или ослабить их интенсивность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: