Кант дал более обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант:
- раскрыл взаимосвязь чувств. и рационального в процессе познания;
- концепция 3 ступеней познания: чувственность, рассудок и разум;
- отстаивал позиции агностицизма: чел. ощущения – лишь субъект. впечатления;
Субъект опред. объект знания. 2 части объекта: вещь-в-себе (трансцендентная сущность, вызывает ощущения; сущность, к-рая скрыта от чел., невозможно понять) и вещь-для-нас (воспринимаемые чел. вещи и явления). 2 уровня познания в субъекте: эмпирический и трансцендентный. Познание наше начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Процесс познания: импульс -> априорные формы/ощущения -> рассудок/понятия -> разум/идея. Познание - активный процесс, творческая деятельность. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать. Полное познание невозможно (рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта).
|
|
Философия Г. Гегеля. Учение об Абсолютном духе. Диалектика.
Фил. система Гегеля – система объект. идеализма. В основе мира – ограниченно сущ. мышление (абсолютная идея, абсолют. дух или абсолют. разум). Абсолют. идея активна, деятельна, мыслит и познает себя. Деятельность абсолют. идеи - в мышлении, цель - в самопознании.
Противоречия – центр гегелевской ф. В противоп. проявлениях предмет сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразным. Такое видение основ мира – диалектика:
- мир подвижен и изменчив вследствие борьбы противоп-тей;
- раскрыл содержание и значение противоп. сторон, создал учение о противоп-тях;
Три закона диалектики:
1. Перехода количества в качество.
2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.
3. Единства и борьбы противоположностей.