Билет № 17. 1. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы

1. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий МО, а также полномочий органов МО и лиц, замещающих муниципальные должности МО.

Общие принципы организации МС – ФЗ «Об основах МС в РФ» (МС осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными).

Отличительные черты и признаки МС:

МС учреждается и функционирует в сфере публичной власти (муниципальная власть и власть государства – формы публичной власти).

Специфические задачи МС, связанные с обеспечением полномочий МСУ (обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; МС – одна из гарантий самостоятельности МСУ). Основные задачи МС – обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории МО; защита прав и законных интересов МО, его населения.

Уровни системы правового регулирования МС (федеральный, субъектов РФ, муниципальный).

Вопросы формирования личного состава МС, аттестации муниципальных служащих и некоторые другие решаются МО самостоятельно на основе законодательства о МС и ее собственных НПА.

Общие черты правового статуса муниципального служащего и правового статуса государственного служащего (стаж МС приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего).

Финансирование МС осуществляется за счет средств местного бюджета (минимально необходимые расходы МО на МС должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов).

Основные принципы МС:

· Верховенство КРФ, ФЗ и законов субъектов РФ над иными НПА, должностными инструкциями (общий принцип для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в РФ).

· Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (человек, его права и свободы – высшая ценность; они определяют деятельность МСУ и муниципальных служащих).

· Самостоятельность органов МСУ в пределах их полномочий (конституционная гарантия МСУ, его самостоятельности). МС не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью (самостоятельный институт МСУ) (органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов МСУ по решению вопросов местного значения, относящихся к ведению МО; решения органов и должностных лиц МСУ могут быть отменены только органами и лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда).

· Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

· Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (обеспечение дисциплины в их деятельности, формирование чувства ответственности за порученное дело).

· Равный доступ граждан к МС в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

· Единство основных требований, предъявляемых к МС в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций (предполагает единство правового статуса муниципальных служащих – общие перечни ограничений, связанных с МС, гарантий).

· Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих (обеспечение стабильности кадров в органах МСУ, защиты муниципальных служащих от политической конъюнктуры, произвола руководителя, гарантии соответствующих условий работы, пенсионного обеспечения).

· Внепартийность МС (цель – не допустить перехода МС под контроль политических организаций).

· Открытость МС и ее доступность общественному контролю, объективное информирование населения о деятельности муниципальных служащих.

· Защита муниципальных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных и муниципальных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

ФЗ 1995:

· К компетенции органов государственной власти РФ относится законодательство о МС.

· Законодательное регулирование вопросов МС осуществляется субъектами РФ в соответствии с КРФ и ФЗ (законы о МС, об аттестации муниципальных служащих, о системе оплаты их труда; реестры муниципальных должностей МС, соотношение муниципальных должностей МС и государственных должностей государственной службы РФ).

· К правовой основе МС относятся уставы МО и иные НПА МО (МО определяют порядок прохождения МС, требования к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений муниципального служащего).

ФЗ 2003 – правовое регулирование МС, включая требования к муниципальным должностям МС, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения службы, осуществляется ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами МО.

2. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Положения части 4 статьи 12 в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2008 N 214-О-П, предполагает учет мнения населения при соответствующем изменении границ муниципальных районов и поселений, что должно осуществляться в порядке, устанавливаемом в законах субъектов Российской Федерации, уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: