Диалектический характер процесса познания. Единство чувственного и рационального

Практика представляет собой целенаправленное материальное действие людей, направленное на преобразование действительности.

Практика-это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, но прежде всего об­щественно-исторический процесс, в котором интегрируется деятельность миллионов людей. Когда у общества появляется практическая потребность, она значительно продвигает науку. И хотя желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают ускорение познанию, все же именно практи­ка ставит задачи перед теорией, так или иначе направляет ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических исканий, главной точкой приложения знаний. Практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более высокого порядка.

Практика и познание взаимопереплетают­ся. взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Тут будет уместно показать как потребности практики породили различные науки (геометрию, астроно­мию и др). В свою очередь научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности их дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Таким образом, теория и практика тесно взаимосвязаны, и в связи с этим очень важно добиваться их соразмерности и единства.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда непосредственно определяется потребностями практики, ее связь с практикой часто оказыва­ется определенной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фунда­ментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее, рано или поздно они находят свое прило­жение (теория графов, теория квазигрупп и др)

Необходимо подчеркнуть, что реализацию идей в ходе практической де­ятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеаль­ного в материальное Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизни замысла субъекта по преобразованию объекта. Успех практической реализации идей, имеющих обычно социальный смысл, предпо­лагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий

Успешное использование результатов познания в практической деятель­ности может быть осуществлено только в том случае, если полученные знания являются истинными

Диалектический характер процесса познания. Единство чувственного и рационального

Общее направление процесса познания выражается в формуле «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В ней фиксируется две ступени познания, которые находятся в диалектическом единстве, чувственное и рациональное. Объективным основанием такого единства является неразрывность сущности и явления в материальной действительности.

Чувственное и рациональное постоянно перекрывают друг друга во времени, но генетически начальной ступенью познания является наглядное по своему характеру чувственное отражение, которое осуществляется с помощью пяти органов чувств в форме ощущений и восприятий.

Ощущение - это отражение отдельного, внешнего свойства или стороны предмета, который непосредственно воздействует на наши органы чувств

Восприятие - это целостный, обрат предмета, который непосредственно воздействует на нас. Комплекс ощущений на уровне восприятия дает нам приближенный образ воздействующего на нас предмета

Представление формируется на основе памяти. Человек способен сохранить в своей памяти, определенное время, образ предметов, которые воздействовали на его органы чувств, а в настоящее время отсутствуют Высшей формой представления явл воображение

Воображение - это способность человека создать такие образы, прообразы, которых отсутствуют в действительности.Воображение выступает как результат творческой деятельности человека.

Ощущения, восприятия и представления идеальны и к тому же сходны с отражающими предметами, являются образами последних

В противоположность чувственному отражению абстрактное мышление позволяет человеку познавать не лежащие на поверхности существенные свойства, закономерные связи предметов. С помощью понятий, суждений создавать соответствующие теории, науку.

Мышление человека осуществляется в трех логических формах - понятии, суждении и умозаключении.

Понятие - это мысль, которая отражает существенные признаки предмета или группы предметов. Материальной оболочкой понятия являются слова и словосочетания. Понятие объективно по содержанию и субъективно по форме. Понятие о предмете и сам предмет не одно и то же. Понятие «человек» - это мысль, которая не отражает конкретного человека а отражает общие, повторяющиеся признаки всех людей. С помощью понятий происходит обобщение, фиксация существенных признаков целого класса предметов. С помощью понятий можно выразить то, что невозможно представить наглядно (добро, зло и т.д.). Понятия представляют собой единство устойчивости и изменчивости. Содержание понятий изменяется, обогащается с развитием науки.

Суждение это мысль, которая утверждает или отрицает связь признака с предметом. Материальной оболочкой суждения - предложение. Суждения имеют свою структуру и находятся в определенных отношениях.

Умозаключение - третья логическая форма мысли. Умозаключение это мысль, которая на основе двух или более суждении (посылок) выводит новое суждение (заключение). Например

Все студенты сдали экзамен

Иванов - студент

Иванов сдал экзамен.

Умозаключения могут быть дедуктивными, индуктивными и по аналогии

В дедуктивном умозаключении частный вывод делается на основе посылок, хотя бы одна из которых является общей.

В индуктивном умозаключении общий вывод делается на основе частных посылок.

Аналогия - это такое заключение, которое на основе сходства двух предметов по одним признакам делает вывод об их сходстве по другим признакам..

Процесс познания не исчерпывается формами чувственного отражения и абстрактного мышления.

Особенно большую роль в познании играют эмоции и интуиция. В эмоциях выражается ценностное, отношение к отображаемой действительности, а интуиция означает прямое постижение истины без предварительного логического доказательства. В интуиции проявляется единство чувственного и логического. человек на основе опыта и имеющихся знаний получает внезапное решение задачи, над которой до этого он длительное время безуспешно размышлял. Ему кажется, что такое решение пришло к нему спонтанно. На самом деле, оно было подготовлено всем ходом информационных процессов мозга, которые были на это нацелены ранее.

25 Проблема истины и её критерии.

Проблема истины была сформулирована и осознана еще в Древней Греции. Элеаты и софисты сомневались в том, что наши знания дают верные сведения об окружающем нас мире. Идеалист Платон настаивал, что возможны лишь знания о вечных и неизменных идеях, а сведения о чувственном мире, недостоверны. Поэтому и возникла проблема установления соответствия между знаниями и объективными явлениями. Такое соответствие получило в философии название истины. Аристотель писал: «истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами» Так он сформулировал классическую концепцию истины, сохранившуюся до наших дней.

Истина - это соответствие не между отдельными понятиями и объективными явлениями и процессами, а между определенными утверждениями, те. суждениями и объективным положением дел.

Действительно, понятие «четное число само по себе не ложно и не истинно. Однако утверждения, включающее это понятие(четыре - это четное число) является истинным.
Заблуждение будет противоположно истине. Эти противоположности могут взаимопревращаться, что свидетельствует о конкретности истины (в обычных условиях вода закипает при температуре 100 градусов. Эта истина превращается в заблуждение, если пробовать кипятить воду высоко в горах, т.е. при сравнительно небольшом давлении.)

То, каким образом достигается истина является вопросом о соотношении абсолютной и относительной истин.

Эти две истины выступают как две противоположные стороны единого процесса - объективной истины.
Абсолютная истина - это полное знание, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки и практики а так же истина факта, знание, которое никогда не будет поставлено под сомнение.

Под относительной истиной понимается такое знание, которое не обладает завершенностью и является неполным. По мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными, более глубокими. Так, с запуском каждого нового спутника или космического корабля мы открываем новые относительные, объективные истины о строении Земли, Луны и других небесных тел.

Диалектика относительной и абсолютной истины заключается в том, что наше знание, стремясь к точному и всестороннему охвату окружающего нас мира, не двигаясь при этом не по прямой, а по спирали, постоянно разрешая возникшие на своем пути противоречия, все полнее и глубже отражает объективную действительность.

Различные течения в философии по-разному понимают истину. Субъективные идеалисты отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам прагматизма, которые утверждают истинно то, что выгодно, приносит пользу и успех.

Другой разновидностью субъективной трактовки истины является концепция «социально-организованного опыта» А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства.

Сторонники когерентной концепции истины считают данное утверждение истинным, если оно получено по определенным логическим правилам из других суждений, ранее признанных истинными. В свое время Аристотель говорил, что скептики сомневаются в возможности достижения истины. Они утверждали, что действительность изменчива и неповторима, и поэтому любое соответствие знаний с действительностью ежесекундно нарушается. Гегель утверждал, что истина заключается в самом развитии знания, в его движении. Уже Кант понимал, что вопрос о природе истины по существу сливается с вопросом о критерии истины. Подлинный всеобщий критерий истины был впервые предложен философией марксизма. Маркс утверждал, что критерием истины является практика. То, что установленные нами законы тяготения и аэродинамики истины, подтверждается, в частности, тем, что мы создали самолеты и умеем летать на них.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наши знания Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития

26. Формы и методы научного познания.

А) Методология и метод.

В структуре методологии науки особое место занимает философская методология. Она определяет общую направленность дальнейшего развития любой отрасли знания. Методологическое значение философии заключается в том, что теория познания анализирует и разрабатывает способы, приемы и методы научного познания, которые имеют общенаучное, универсальное значение (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и др.)

Полученные обобщения выражаются в форме общих рекомендаций, которые могут сознательно, целенаправленно применяться при решении научных проблем.

Кроме общенаучных методов познания каждая специальная наука в своем арсенале содержит свойственные лишь ей специальные методы познания.

Физика, химия, например, имеют свои специальные методы объяснения физических и химических явлений.

Математика дает такие методы, которые претендуют на общенаучность. Несмотря на общенаучность, математические методы отличаются от философских методов, т.к. призваны давать количественную характеристику стороны изучаемых процессов, что и определяет их вспомогательную роль в познании.

Б). Уровни научного знания.

В научном познании необходимо выделить два уровня: эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне научного познания чувственный аспект имеет большее значение, чем тот же аспект на теоретическом уровне. На эмпирическом уровне логическое мышление имеет решающее значение. Чувственный аспект здесь всегда подчинен рациональному мышлению. Здесь широко используются результаты полученные на теоретическом уровне не только в данной, но и в других науках. Поэтому эмпирический уровень научного знания не только пронизан рациональным мышлением, но и существенно теоретизирован.

Теоретический уровень включает в себя и такую форму, которую мы называем чувственным аспектом или чувственной ступенью процесса познания. Движение научного знания от эмпирического к теоретическому можно считать обшей закономерностью развития научного знания.

Если мы рассмотрим современное состояние науки, то обнаружим три типа наук, существенно различающихся по соотношению а них эмпирического и теоретического.

1 науки в которых доминирует эмпирический уровень- медицина

2 науки, в которых доминируют теоретические методы-математика

3 науки (и их большинство) в которых есть как эмпирический, так и теоретический уровни.

В). Основные методы и формы научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: