Режим работы сервисных участков, создаваемых на базе существующих ПАТ, зависит от времени работы подвижного состава на линии. В настоящее время принято считать, что если автомобиль работает на линии в 1; 1, 5; 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток. ТО-2 выполняют преимущественно в одну смену.
Зона ТР, как правило, работает в две смены, из которых в одну (дневную) работают все производственно-вспомогательные цеховые подразделения и посты текущего ремонта. Во вторую смену выполняются постовые работы, необходимость в которых выявлена при ТО или установлена по заявке водителя.
Режим работы зон ТО должен быть увязан с режимом работы рабочих.
7.2. Разработка и содержание плана по ТО и ТР, определение производственных резервов
Техническое обслуживание автомобилей может выполняться на универсальных постах или на поточных линиях.
Расчет количества постов и линий обслуживания.
При выполнении полного объема работ каждого вида технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) на потоке для определения числа поточных линий необходимо определить такт линии:
|
|
τЛ = 60 · tОБ / (ХП · РСР) + tП,
где ХП — количество постов обслуживания на поточной линии;
РСР — среднее количество работающих на одном посту, чел.;
tП — время передвижения автомобиля с поста на пост, мин (tП = 1—3 мин).
Число рабочих на линии обслуживания:
РП = ХП · РСР,
где ХП принимается при ТО-l равным 2—3, при ТО-2 равным 3—4.
Ритм производства ТО-1, ТО-2:
RTO = 60 · TСМ С / NCi,
где ТСМ — продолжительность смены зоны ТО, ч;
С — количество смен работы зоны ТО;
NCi — суточная программа по данному виду обслуживания.
Количество линий обслуживания:
mЛ.ЕО = τЛ / RTO.
При организации процесса ТО поточным методом различают поток периодического действия и поток непрерывного действия.
В сервисных участках ЕО применяется, как правило, поток непрерывного действия и вместо поста организуется рабочая зона. При потоке непрерывного действия интервал между автомобилями используется так же, как рабочая зона.
В этом случае такт линии определяется:
♦ по производительности моечной установки:
τЛ.ЕО = 60 / NМУ,
где NMУ — производительность моечной установки, авт. /ч.;
♦ по скорости конвейера:
τЛ.ЕО = (LA + a) / VK.
Пропускная способность линии ЕО:
NЛ.ЕО = 60 / τЛ.ЕО
При специфическом характере ТО автомобилей расчетная продолжительность такта поточной линии должна быть не менее:
♦ для ЕО — 4 мин,
♦ для ТО-1-15—20 мин,
♦ для ТО-2 — 60-90 мин.
При необходимости определения количества отдельных постов ЕО расчет ведется для каждой группы технологически совместимого подвижного состава. Исходными величинами для этого служат ритм производства и такт поста:
|
|
RTO.i = 60 · ТСМ · С / NCi · φ,
где φ — коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТО.
Несмотря на то, что ЕО, ТО-1 и ТО-2 проводятся через определенный пробег по плану, на практике заезды автомобилей на эти виды технических воздействий имеют отклонения от плановых показателей, что приводит к неравномерности поступления автомобилей на посты обслуживания. Поэтому для учета этих колебаний при расчете постов обслуживания вводится вышеупомянутый коэффициент неравномерности поступления ф автомобилей на посты ТО, данные о численном значении этого коэффициента принимают с учетом рекомендаций.
Такт поста:
τТО.i = 60 · tTO.i / РСР + tП,
где tTO.i — трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел.-час;
РСР — число рабочих, одновременно работающих на посту;
tП — время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.
Время tП в зависимости от габаритных размеров автомобиля принимают равным 1... 3 мин. Число рабочих на посту устанавливают в зависимости от типа подвижного состава, вида ТО и с учетом наиболее полного использования фронта работ на посту.
Число постов обслуживания:
ХТО.i = τТО.i / RTO.i.
ТО-2 (Х2) имеет относительно большую трудоемкость, а также возможно увеличение времени простоя автомобиля на посту из-за проведения дополнительных работ по устранению неисправностей, поэтому число постов определяется с учетом коэффициента использования рабочего времени поста ήИ, значение которого по рекомендациямпринимается равным 0,85... 0,90.
Х2 = τ2i / RTO.i · ήИ.
При расчете числа постов ТР необходимо учитывать значительные по сравнению с ТО потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов на другие участки, склады, а также из-за вынужденных простоев автомобилей, в ожидании ремонтируемых на участках деталей, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля. Эти особенности учитываются применением коэффициента использования рабочего поста ήИ.
С учетом изложенного число постов ТР:
ХТР = ТПТР · φ / (ФП · РСР) = ТПТР · φ / (ДРГ · ТСМ · С · ήИ · РСР),
где ТПТР — годовой объем работ, выполняемых на постах ТР;
ФП — годовой фонд времени поста, ч;
ДРГ — число рабочих дней в году для постов ТР.
При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР определяется по формуле:
ХТР = ТПТР · φ · КТР / (ДРГ · ТСМ · С · ήИ · РСР),
где КТР — коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (обычно в наиболее загруженную смену выполняется 50—60 % объема работ, т.е. КТР = 0,5-0,6).
При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их рекомендуется специализировать по видам выполняемых работ. Примерное распределение постов ТР по их назначению: ремонт двигателей и их систем — до 30 %; ремонт трансмиссии, тормозов, рулевого управления, ходовой части — 40— 50 %; контроль и регулировка тормозов — 5—10 %; контроль и регулировка углов установки колес— 5—10 %; универсальные посты — 10—20 %.
Посты ожидания (подпора) — это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания находятся в закрытых помещениях, таким образом, обеспечивается обогрев автомобилей перед их обслуживанием.
|
|
Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках.
Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается
♦ для поточных линий ТО — по одному для каждой линии;
♦ для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2 и ТР — 20% от числа соответствующих постов.
Методика расчета производственной программы по ТО и ТРможет быть представлена в виде таблицы 4.
Таблица 9.4