Единичное и общее. Специфика их проявления в специальности

Окружающие нас предметы и явления своеобразны, неповторимы, индивидуальны
Однако, характеризуя предметы, мы употребляем различные понятия (например, «дерево», «растение», «человек»), каждое из которых выражает нечто общее, то есть относится к некоторой группе, к некоторому классу предметов. Так, в понятии «человек» речь идет не о каком-то определенном человеке, а о любом человеке, о «человеке вообще». Точно так же и понятие «дерево» характеризует не какое-то определенное дерево,а всякое-дерево, «дерево вообще».

Всякое общее, согласно философским взглядам, существует не объективно, а лишь в умах людей, как общее название, имя для ряда отдельных предметов (например, понятие «человек» — это лишь имя, название для всех отдельных неповторимых людей).

«Общее и универсальное,— писал, к примеру, английский философ Д. Локк,— не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления».

В философии имели место и прямо противоположные представления о природе общего. Общее, согласно этим представлениям, существует самостоятельно, независимо от отдельных вещей; мало того, оно порождает сами эти вещи. Наиболее ярко эту точку зрения выразил древнегреческий философ-идеалист Платон.

Он считал, что наряду с отдельными, единичными вещами существуют общие идеи и сущности. Например, наряду с отдельными людьми, деревьями существуют, по его мнению, идея человека вообще, идея дерева вообще и, т. д., причем не в уме человека, как отражение реально существующих предметов и явлений, а в самой действительности. Каждая такая идея, по мнению Платона, соединяясь с бесформенной материей, порождает сами отдельные вещи, последние исчезают, когда их покидает идея. Отдельное, таким образом, рассматривалось им как временное, преходящее, общее же (идеи)— как неизменное и вечное.

Общее действительно существует реально (а не только в голове человека), и, следовательно, человеческие общие понятия — это не просто фикция, выдумка людей. Но можно ли из этого делать вывод, что общее существует вне, независимо от единичных вещей и порождает сами эти вещи? Ведь никто никогда не видел, не наблюдал да и в принципе не мог видеть и никогда не увидит какого-то человека вообще или дерево вообще, потому что как таковые они не существуют. Общее — это момент, сторона отдельных вещей и предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: