Введение. Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта. Денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности Центрального банка, являющегося основным проводником официальной денежно-кредитной политики.

Центральное место в контрольной работе занимает рассмотрение основных направлений денежно-кредитной политики на 2007год, а также основных рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.


1.Организационно-правовые основы деятельности ЦБ РФ.

Правовое положение Центрального банка (Банка России) зафиксировано в Конституции РФ, Федеральном Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86 - ФЗ в редакции от 12.06.2006г. и других федеральных законах.

Согласно ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России:

· осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;

· не регистрируется в налоговых органах;

· является юридическим лицом.

Согласно ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» основными целями деятельности ЦБ являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля (эта функция является основной, как указано в статье 75 Конституции РФ);

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Согласно ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ» ЦБ выполняет следующие функции:

· разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (что указано в статье 75 Конституции РФ);

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе.

Согласно гл. 5 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, который впоследствии публикуется. Также банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ.

Согласно гл. 7 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России осуществляет денежно-кредитную политику с помощью следующих инструментов:

· процентные ставки по операциям Банка России (процентные ставки ЦБ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции);

· нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;

· операции на открытом рынке (под ними понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);

· рефинансирование банков (т.е. кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);

· валютное регулирование (т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год в Госдуму, а она принимает решения по этому поводу.

/*/*/*/*/*/

Правовой основой функционирования банковской системы, защищающей интересы населения и банковских структур, являются Федеральный закон от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г. № 31 — ФЗ) «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовые нормы создания коммерческих банков регламентируются законодательными актами, которые определяют типы организационно-правовых форм предприятий, а также основные положения, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

Согласно этим законам банковскую систему России образуют Банк России, Сберегательный банк РФ, Банк внешней торговли РФ, коммерческие банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на право осуществления банковской деятельности или отдельных банковских операций. На территории РФ могут создаваться банки развития для осуществления специальных региональных и иных программ, а также ассоциации, союзы и иные банковские объединения, если их создание не противоречит законодательству и требованиям антимонопольного комитета РФ.

Необходимость лицензирования банковских операций объясняется повышенным риском проводимых банковских операций, а также влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в стране.

Коммерческие банки — это юридические лица, имеющие право на основании лицензии Банка России привлекать денежные средства физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, срочности и платности, а также осуществлять иные банковские операции. Российские коммерческие банки независимы от органов государственной власти, решения о проведении банковских операций они принимают самостоятельно. Работникам органов государственной власти запрещается занимать (или совмещать) должности в аппарате управления коммерческого банка.

Деятельность коммерческих банков прежде всего направлена на получение прибыли. Коммерческие банки действуют на основании устава, который должен быть принят его участниками. Устав закрепляет функции банка, его структуру, правоспособность, порядок образования и полномочия органов управления.

При осуществлении своей деятельности все коммерческие банки обязаны создавать обязательные резервы и держать их в Банке России. Банк России в целях укрепления финансовой стабильности коммерческих банков, защиты интересов вкладчиков и кредиторов формирует систему резервных и страховых фондов.

Статус, функции, задачи, полномочия, принципы деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 71 Конституции федеральные банки (следовательно, и ЦБ РФ) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ. В ч. 1 ст. 75 закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется монопольно Центральным банком РФ; в ч. 2 этой статьи определяется основная функция ЦБ РФ — защита и обеспечение устойчивости российского рубля. Эта функция осуществляется Банком России независимо от других органов государственной власти.

В рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными. законами, Банк России является независимым в своей деятельности. Федеральные органы власти, органы власти субьектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его законных функций и полномочий.

Уставный капитал и имущество Банка России находится в федеральной собственности. ЦБ РФ является только титульным владельцем собственности. Специфической особенностью является обязанность Банка России осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения данным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства, т. е. общества в целом.

Свои расходы ЦБ РФ осуществляет за счет собственных доходов. Российское государство не финансирует деятельность банка. Банку России предоставлены некоторые льготы. ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах (таким образом, банк освобожден от уплаты налогов). Однако на деятельность Банка России налагается ряд ограничений. Например, ЦБ не может участвовать в формировании капитала российских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, следовательно, и ЦБ не отвечает по обязательствам государства.

Основные цели деятельности Банка России сводятся к следующим:

1) защита и обеспечение устойчивости российской национальной валюты, в том числе поддержание покупательной способности рубля и курса по отношению к иностранным валютам;

2) Банк России является органом банковского надзора и регулирования, т. е. в его задачи входит развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) ЦБ РФ должен обеспечивать эффективную и бесперебойную работу системы расчетов в стране. Для этого Банк России должен координировать, регулировать и лицензировать организацию расчетных систем.

При всем многообразии поставленных целей получение прибыли не является основным направлением деятельности Банка России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: