Трубопроводный транспорт газонасыщенной нефти

Рассмотренные системы сбора нефти и газа позволили резко сократить потери попутного нефтяного газа. Наибольшие потери углеводородов происходят из резервуаров при товаротранспортных операциях — особенно от «больших дыханий». Обнадеживающие результаты в вопросе сокращения потерь легких углеводородов дает транспорт газонасыщенной нефти по магистральным трубопроводам.

На промысле производится только первая ступень сепарации нефти. Тяжелые углеводороды (Сз+выс) вместе с нефтью поступают в магистральный трубопровод и транспортируются в пределах одного эксплуатационного участка, т. е. на расстояние до 800 км. Для предотвращения разгазирования нефти в узлах технологической цепочки необходимо поднять везде давление выше давления насыщения. Магистральный транспорт газонасыщенной нефти позволяет:

— сократить потери легких углеводородов;— сократить энергозатраты на транспорт нефти за счет снижения ее вязкости при газонасыщении;— сократить металлоемкость сетей за счет уменьшения объема транспортируемого газа;— получить значительный экономический эффект за счет реализации

вязкости при газонасыщении;— сократить металлоемкость сетей за счет уменьшения объема транспортируемого газа;— получить значительный экономический эффект за счет реализациигаза на конечном пункте нефтепровода.

При транспорте газонасыщенной нефти по магистральному трубопроводу малейшие изменения в любом звене цепочки мгновенно отражаются на работе всей системы.

Промежуточные насосные станции размещают по трассе трубопровода через каждые 70—150 км. Перекачка производится по системе «из насоса в насос». Конечный пункт нефтепровода располагают вблизи от газо- или нефтеперерабатывающего завода для обеспечения полного использования всей продукции, поданной по трубопроводу. При перекачке газонасыщенной нефти к нефтепроводу предъявляются требования, аналогичные требованиям к газопроводам.

Нормальная эксплуатация нефтепровода для газонасыщенной нефти осуществляется следующим образом. Нефть после первой ступени сепарации с остаточным жирным газом проходит через установки по отделению воды и свободного газа и, минуя резервуарный парк, поступает на прием основных насосов. Насосная головного пункта закачивает газонасыщенную нефть в магистраль. По мере ее движения давление постепенно уменьшается и на входе в промежуточную насосную станцию становится близким к давлению насыщения. При этом в нефти может образоваться свободный газ, который отделяется в буферной емкости. Последняя одновременно является и резервуаром-сборником для сброса нефти в случае возникновения гидравлического удара. Таким образом, основное назначение буферной емкости — обеспечение однофазности потока газонасыщенной нефти. Важным является правильное определение объема буферной емкости. Эксплуатация трубопроводов с газонасыщенными нефтями требует большего внимания к вопросам техники безопасности. В случае снижения давления газ, выделившийся из нефти, через неплотности попадает в атмосферу. При концентрации в воздухе газа порядка 1 % при длительном вдыхании наблюдаются признаки отравления обслуживающего персонала. Концентрация углеводородов в воз­духе более 2 % образует взрывоопасные смеси.

Внедрение технологии трубопроводного транспорта газонасыщенной нефти позволяет обеспечить подачу значительного количества углеводородов на сотни километров от промыслов. Экономическая эффективность оценивается по сравнению с вариантом раздельного сбора и транспорта нефти и газа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: