Обладающая рыночной властью фирма стремится перераспределить потребительский излишек в пользу в пользу производителя, проводя монополистическую практику ценообразования на основе ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – продажа идентичных благ данного качества и при данных затратах по различным ценам разным покупателям.
Для её осуществления необходимы три условия:
· фирма должна обладать значительной рыночной властью;
· покупатели должны обладать разной эластичностью спроса на данный товар и фирма должна быть способной идентифицировать потребителей по этому признаку;
· у покупателей отсутствуют возможности перепродавать приобретенную продукцию;
Различают три формы ценовой дискриминации.
Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) – диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индивидуальной цены для каждого покупателя.
На практике данный вид дискриминации встречается редко и возможен лишь при небольшом количестве покупателей при продаже на заказ. Фирма захватит весь потребительский излишек и получит максимальную прибыль, так как в этом случае кривые среднего и предельного дохода будут совпадать с кривой спроса.
Дискриминация второй степени – диверсификация цены в зависимости от объёма потребления.
В данном случае цена блага зависит от количества товара, которое приобретает потребитель. Чем оно больше, тем меньше цена и наоборот. Такая практика ценообразования эффективна для рынков, на которых потребительский спрос снижается по мере увеличения объёма потребления. К таким отраслям относятся, например, электроэнергетика, тепло и водоснабжение. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба, когда средние общие издержки снижаются по мере роста объёмов производства.
Если бы устанавливалась единая цена, то она была бы равна Р2 при объёме производства Q2. Вместо этого назначаются различные цены для четырёх групп потребителей с разными объёмами потребления. Такая форма ценовой дискриминации поощряется правительством, поскольку приводит к росту потребительского благосостояния. В тоже время, несмотря на снижение цен, происходит увеличение прибыли фирмы, поскольку по мере увеличения объёмов производства снижаются издержки на производство единицы продукции. Фирма-монополист захватывает потребительский излишек, равный площади выделенной фигуры.
Дискриминация третьей степени (сегментная дискриминация) – диверсификация цены в зависимости от категории товара и установление разных цен в зависимости от ценовой эластичности спроса различных групп (сегментов) покупателей.
Разделив покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Например, спрос на авиабилеты у командировочных DK значительно менее эластичен, чем у студентов DS. Авиакомпания может сегментировать рынок и назначить разную цену за билет для этих категорий пассажиров. В результате монополист увеличивает прибыль и объем выпуска. Для упрощения предположим, что предельные издержки постоянны.







