Религиозная философия XX века

В философии ХХ века. важное место принадлежит религиозной философии. Казалось бы, на фоне успехов науки, техники, роста и распространения информационных систем и технологий религиозная философия, как и религиозных мировоззрение вообще, должны были понести существенный кризиса, но не случилось. Во многом здесь сказались противоречивости исторических процессов века, длительное и напряженное противостояние двух социальных систем - капиталистической и социалистической, при котором последняя претендовала на мировое господство, распространяя и пропагандируя атеистическое мировоззрение. С другой стороны, в ХХ в. человечество пережило две ужасные мировые войны, и на фоне тех же успехов науки сложно было не задуматься как над возможностями исторического человеческого разума, так и над принципами человеческой судьбы. Кроме того, именно в ХХ в. не надо было убеждать в том, что наука - это мощная, но - не всемогущая сила, что есть много в человеческом отношении к себе и к миру, чего никогда не сможет прояснить никакой научный прогресс. Отчасти интерес к религиозной философии в ХХ в. можно объяснить тем, что на фоне колоссального ускорения социальной динамики все более проблематичными предстают как отдельная человеческая индивидуальность, так и жизненная судьба отдельного человека. К этому следует добавить также и то, что тот же самый научный прогресс позволил увидеть человека сложнее, чем это представлялось ранее: стало ясно, что человека нельзя свести к естественного эволюционного процесса, по определенным характеристикам она предстает уникальным явлением действительности. В связи с этим человеческие взгляды невольно обратились к религии, поскольку религиозное видение действительности с его трансцендентализм выводило человека за пределы простого пересечения естественно космического процесса, позволяло увидеть ее приобщенной к особым, первых и исходных принципов бытия.
Наверное, наиболее распространенной и авторитетной в ХХ в. появилась философская концепция неотомизма - обновленной философии Фомы Аквинского, в 1879 г. энцикликой Папы Римского была провозглашена официальной философской доктриной католической церкви. Авторитета этой философии способствовало также ее достаточно широкое культивирование в католических учебных заведениях, где ее изучения являются обoвьязковим. Признанными представителями, можно сказать - корифеями неотомизма являются французские философы Ж.Маритен (1882-1973), Е.Жильсон (1884-1978) и американский философ Ю.Бохеньський (1902-1995). Все они считали себя преданными исходным идеям философии Св. Фомы и пытались развивать их дальше и интерпретировать. Прежде всего представители неотомизма настаивали на том, что их философия представляет собой редкую для ХХ в. позицию последовательного реализма: они аргументировали мнение о том, что мир вещей нам предоставлен реально, что он не представляет и не может представлять собой чего-то вроде призрака или кажимости, ведь Бог как Творец мира на интриговал и не пытался ввести человека в заблуждение. Итак, мир является первой и настоящей реальностью. Этот мир может усваиваться практически в опыте жизни, может постигаться наукой, но эти виды его усвоение не могут удовлетворить человека, поскольку они либо не выходят за пределы восприятия, или сосредотачиваются на вопросах "Как познавать и описывать действительность?", Оставляя за ответом основное вопрос - "Что есть мир, что есть действительность, что есть бытие?". Именно неспособность науки дать ответ на определенные важные для человека вопросы и обусловливают необходимость обращения к авторитету Священного Писания и божественного откровения. Поэтому, по мнению неотомистов, остается в силе толкования Св. Фомой симфонии разума и веры. Человек способен познавать мир с помощью науки, но она также должны осознать это, как божьей дар. Если обратиться к текстам Священного Писания и новейших научных теорий, то, по мнению неотомистов, можно увидеть довольно очевидное их совпадение в основном: современная теория "Большого взрыва" лишь уточняет и интерпретирует язык человеческого понимания того, что Бог передал Моисею в нескольких весомых и исполненных высшим смыслом словах. Конечно, и по-сегодня остаются верными слова Фомы о превосходстве истин веры над истинами человеческого разума. Поэтому неотомисты настаивают на том, что и сегодня философия может в полной мере выполнить свои функции только при условии, что она, обобщая данные познания, будет подводить к необходимости дополнить истины естественного разума истинами Божественного откровения. В понимании человека неотомисты также придерживаются исходных тезисов Св. Фомы, то они настаивают на единстве в человеке души и тела, считают, что познание начинается с ощущения, из реальных контактов человека с действительностью, но эти контакты наконец должны активизировать наш разум, потенцию познавательного акта переводит в действительность. Достаточно активными неотомисты появлялись в политической деятельности ХХ ст.: Они выступали с лозунгами социальных и церковных реформ, поддерживали борьбу за мир, способствовали распространению благотворительной деятельности.
Авторитетным направлением религиозной философии была также протестантская теология, которая получила название негативной, поскольку резко подчеркивала принципиальную несопоставимость Бога и мира, а через это и невозможность умственного постижения Бога (неотомисты, следуя Св. Фомой, нагалошувалы необходимость орозумнення свободы). Основателем "диалектической теологии" протестантизма считают немецкого философа К.Барт (1886-1968). Исходный тезис его философии: Бог предстает принципиально недостижимым для мира и вне Его воли нет и не может быть человеческого с Ним диалога. Поэтому за человеком остается лишь одно - вера: искренняя, преданная, непоколебима. Бог сам открывает себя человеку и миру, когда считает это уместным. Такие же исходные тезисы присутствуют и в философии П.Тиллиха (1886-1965), который, развивая их, пришел к выводу, что в мире человека существует принципиальная разорванность между сущностью и существованием, ибо их единство предстает лишь характеристикой Бога. Отсюда следует вывод о том, что фундаментальной человеческой характеристикой выступает забота о смысле бытия, ощущение такой заботы и ее сознательная реализация и делает человека религиозным. П.Тиллих считал, что свое отношение к найпершего, необоснованного и неаналитических Бытия человек выражает в культуротворення, а решающее значение для развития культуры человечества имеют "Кайрос" - ключевые моменты истории, в которые Бог открывает себя человеку, у "Кайрос" (с д -греческого - "уместно", "метко") происходит прорыв человека к сверхвременная основы истории, затем играет решающую роль для жизни человека и общественной истории. Р.Бультман (1884-1976) предоставил идеям протестантской теологии экзистенциальной интерпретации: по его мнению, существование представляет собой первый уровень жизни, и оно может быть истинным или ложным. Поднять человека над этим уровнем может только вера, которая является явлением интимно-индивидуальным, таким, что не подлежит определению или исследованию, а может только переживаться. Человек, имеющий веру, освобождается от тягостных черт существования и возникает действительно религиозной безотносительно к тому, принадлежит ли она к какой-то церковно-религиозной конфессии.
Среди философских течений религиозного толка следует упомянуть также теософию (О.Блаватська, Р.Штайнер), учения "живой этики" (О.Рерих) и русскую религиозную философию (Бердяев, П.Флоренский), идеи которых имели и имеют большое влияние и распространения. Представители теософии ("Теос" - бог, "софия" - мудрость) грунтовали свои утверждения на тезисе о том, что религии всего мира ведут разговоры об одном и том же - о выявлении божественного в отношении человека, однако разговоры эти отличаются языках образами, полнотой и степенью внутренней связи. Если отследить оте единое и должным образом его понять, мы сможем ближе подойти к осмыслению сущности божества. С этого тезиса вытекала также теософская пропаганда экуменизма - движения за объединение всех религий мира. Учения "Живой этики" базировалось на преимущественно этических тезисах древнеиндийских философско-религиозных течений, называя себя разновидностью йоге. Оно утверждало материальность всего существующего, правда, проводя различение тонкой материи и грубой. В человеческом естестве живая этика насчитывала семь слоев сущностей, иерархически сходили к божественной телесности, поэтому жизненная задача человека усматривалось в том, чтобы пройти путем самосовершенствования и подчинить свою жизнь высшем слоя. Это учение является довольно распространенным в Европе, в том числе - и в Украине. Его пропагандой занимаются ячейки "Общества Рериха" Русская религиозная философия (или философия русского религиозного ренессанса) наиболее широко и мощно развернула свою деятельность в начале ХХ ст. Она включила в поле своей проблематики все важнейшие проблемы мировой философии, но подчинил их понимания и решения религиозной, связанном прежде всего с восточным православием, мировоззрения. Поставив человека в центр своих рассуждений, эта философия выводила человеческие качества с особой места человека в творении мира Богом, из основной функции человека, связанной со сбором рассеянного в мире первичной энергии положительного бытийного созидания. На основе такого подхода к миру и человека решались проблемы свободы воли, творчества, социальной жизни, предпринимались многочисленные исследования в направлениях персонализма, антропологии, теории познания, эстетики и др.. Особую роль представители этой философии отводили так называемой "софийности" мира, выводя божественную премудрость, воплощенную в творении и в деяниях Христа, почти на уровень особой божественной ипостаси. Значительная часть философов этого направления была отправлена??за пределы советского государства и продолжила свою деятельность за границей (в Чехии, Югославии, Франции), а часть погибла во время сталинских репрессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: