Глава 6. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

6.1 Несовершенная конкуренция: сущность и основные типы

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Характерными чертами несовершенной конкуренции являются следующие:

- ограниченность отраслевого количества участников, свободного входа в отрасль и выхода из нее (или монополистического объединения);

- ценовой диктат – установление монопольных цен;

- разнообразие направлений, форм и методов конкурентной борьбы;

- использование системы менеджмента и маркетинга для управления

рыночной ситуацией;

- развитие государственной монополии.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на пять основных типов рыночных структур:

монополию (чистую),

монополистическую конкуренцию,

олигополию,

монопсонию и

олигопсонию.

Появление и развитие несовершенной конкуренции обусловлено развитием монополистических форм хозяйствования, утвердившихся на рубеже XIX – XX вв. под воздействием нового технологического переворота, повлекшего за собой небывалую концентрацию производства и капитала, трансформацию всех известных рынков. Участившиеся экономические кризисы в основном сказывались на крупном производстве, увеличивали коммерческий риск и время для перестройки производства, наращивания объемов предложения, а также ослабляли потребительский спрос, уменьшали доходы. Экономическая выживаемость становится под силу крупным предприятиям, их объединениям, т. е. монополиям.

Монополии – это крупнейшие предприятия, которые производят и поставляют на рынок подавляющую часть продукции данной отрасли, что позволяет им контролировать производство и сбыт, устанавливать свои монопольно высокие цены, применять новые формы и методы конкурентной борьбы. Появляются картели, тресты, синдикаты, концерны, конгломераты. Таким образом, монополия – это новая рыночная ситуация, определяющая все ее основные условия и факторы. Она придает конкуренции несовершенный характер.

Монополия как тип рыночной структуры представляет определенный вид экономических отношений, дающий возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополию можно рассматривать в разных аспектах. Во-первых, монополия как тип фирмы представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-Кола» и др. Во-вторых, монополия – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции специфического вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Каковы реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль и развитию конкуренции?

1. Эффект масштаба. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в отрасль с низкими издержками, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство представляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Алюминиум компани оф Америка» является владельцем всех основных источников бокситов. Большинство алмазных рудников в мире контролируется южноамериканской компанией «Де Бирс».

Естественная монополия – это фирма, способная в конечном итоге удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких издержках, чем две или более фирмы меньшего размера. Естественные монополии – это телефонные компании, компании кабельного ТV, частные транспортные компании и др. Естественные монополии находятся под контролем правительственных комиссий. Эти комиссии регулируют цены на услуги и поставки тех монополий, которые находятся под их юрисдикцией. При определении допустимой цены, которую монополия может получить за свою продукцию, комиссии обычно принимают во внимание цены на сырье и материалы, другие ресурсы, а также интересы потребителей. Комиссии обычно стремятся позволить фирме, по меньшей мере, покрыть бухгалтерские издержки и стоимость капитала, вложенного в фирму.

Монополистическая конкуренция – это конкуренция между фирмами, реализующими дифференцированную продукцию. Большинство производителей стараются убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, мыла, стиральных порошков, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами), один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном и т.д. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем особенного подвида товара и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Олигополия. Для современного западного рынка основным типом конкурентных отношений является синтез конкуренции и монополии в виде олигополистической конкуренции, олигополии. Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Как правило, дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).

Новыми типами конкурентных структур можно назвать монопсонию, олигопсонию. Монопсония (чистая) или чистый монопсонист – это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.

Чистая монопсония – такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии.

Существует и такая структура рынка факторов производства, как олигопсония. Олигопсония – это структура, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существуют 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта.

Основными формами конкуренции, конкурентной борьбы являются внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями внутри одной отрасли. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями, хозяйствующими субъектами разных отраслей. Казалось бы, что при наличии новых монопольных конкурентных структур общая конкурентная борьба свертывается. В действительности же этого не происходит. Наоборот, поле конкурентной борьбы значительно расширяется, так как в борьбу вступают более крупные силы, кроме того, продолжает успешно развиваться и немонополизированный сектор экономики. Поэтому можно говорить в основном о смене ориентиров, форм и методов конкурентной борьбы. Так, внутриотраслевая конкуренция, которая ведется теперь в условиях олигополии, становится борьбой за лидерство в отрасли (например, в США не прекращается борьба за лидерство в области ЭВМ между «IBM», «Apple» и «Hitachi»).

Межотраслевая конкуренция как борьба за наиболее выгодное приложение капитала трансформируется в следующие направления:

- вертикальную конкуренцию, т.е. борьбу между монополиями-производителями и монополиями-потребителями;

- горизонтальную конкуренцию, т.е. борьбу между монополиями (олигополиями), производящими взаимозаменяемую продукцию;

- конкуренцию нововведений;

- конкуренцию с импортными товарами (там, где импорт грозит вытеснению национального производства).

В ряде западных стран нарастает конкуренция со стороны мелкого и среднего бизнеса. Обладая большой экономической маневренностью, быстрой приспособляемостью к изменениям рыночной конъюнктуры, колебаниям спроса и предложения, мелкий и средний бизнес завоевывает все новые позиции в экономике.

В арсенале методов, приемов и форм конкурентной борьбы современного общества содержатся такие, как лишение конкурента источников первичных ресурсов, рынков сбыта, финансовой поддержки; сбивание цен (демпинг); промышленный и коммерческий шпионаж; переманивание специалистов («охота за головами»); коррупция и подкуп; информационное воздействие на потребителя (реклама, периодические издания, рассылка каталогов, другой информационной литературы); «компьютерные вирусы», подключение к банкам данных производственных и коммерческих организаций, сетевое предпринимательство и т. п.

В современных условиях существует также ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

Неценовая конкуренция, проводимая посредством совершенствования качества продукции, получила название конкуренция по продукту. Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции на базе улучшения сервиса, обслуживания получила название конкуренция по условиям продаж.

6.2 Максимизация прибыли монополистом в коротком и долгосрочном периодах

Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, также основана на ряде допущений:

1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную (как при совершенной конкуренции) или дифференцированную (как при монополистической конкуренции) продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей (субститутов). Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию предприятия – монополиста или обходиться без него. Однако монополист, хоть он и является единственным продавцом определенного единичного товара, все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.

2. Барьеры входа на рынок в отрасль очень высоки. Монополия может существовать только потому, что вход на рынок для других фирм является невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия исчезнет. (Ведь монополия подразумевает присутствие на рынке только одного продавца). Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры при монополии многочисленны и разнообразны:

· наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

· существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

· контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

· наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

· высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и т.п.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую ценовую политику, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Например, монополист может занижать рыночные цены, а потенциальные конкуренты не смогут придерживаться такого же уровня цен и не разориться при этом.

3. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией.

4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ и других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно- или монополистически конкурентной фирмы. Дело в том, что конкуренты, из-за их количества, оказывают малое или незначительное влияние на цену, а совершенный конкурент - и вовсе никакого, для него рыночная цена - это данность. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене прибыль, совершенному конкуренту достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является в то же время и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, то есть все возможные соотношения между ценами и объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например, при осуществлении монополистом ценовой дискриминации (которую мы рассмотрим позже), ему также нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка.

Итак, в ситуации монополии на рынке существует только один продавец определенных благ. У этих благ нет близких заменителей, в отрасли монополиста существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм. Такая рыночная структура называется чистой (абсолютной) монополией.

Фирма в условиях чистой монополии.

В реальной действительности понятие чистой монополии является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую монополию скорее теоретически.

Решение монополиста об объеме производства с целью получения максимальной прибыли основывается на том же принципе, что и в случае совершенной конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

В условиях совершенной конкуренции для предприятия характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. У монополиста кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже ее.

Поскольку монополист – единственный производитель и представляет собой всю отрасль, снижая цену на свою продукцию для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы товаров (сразу), а не только на последующую единицу.

В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 6.1.)


Рис. 6.1. Кривые спроса и предельного дохода в условиях чистой монополии (D – спрос; MR – предельный доход).

Например, монополист продает по цене 800 р. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он снижает цену до 700 р. как на первую, так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы – цена 600 р. на каждую из них, четыре – 500 р. и т.д.

Доход предприятия-монополиста составит (P*Q): если 1 единица – 800; 2 единицы – 1400 (700*2);3 единицы – 1800 (600 * 3); 4 единицы – 2000 (500 * 4).

Соответственно предельный доход (MR – разность) составит: 1 единица – 800; 2 единицы – 600 (1400 – 800);3 единицы – 400 (1800 – 1400);4 единицы – 200 (2000 – 1800).

В этом случае, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, MR < Р.

Итак, фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены); а фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции затрат и кривой спроса с отрицательным наклоном).

Отсюда следует: фирма - монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.

Однако здесь возникают два момента:

1) монополист может существенно снизить затраты за счет увеличения масштаба производства и соответственно увеличить выпуск и снизить цену;

2) всегда ли (и с какой точки зрения) меньший объем выпуска товара - отрицательный результат для общества в целом?

Эти и другие вопросы, связанные со сравнительной эффективностью монополии и конкуренции, требуют значительно более серьезного и подробного изложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: