Конкуренция и типы рыночных структур

Отрасль определяется набором товаров, продукции, услуг, производимых и предлагаемых действующими в ней организациями и предприятиями. Её можно рассматривать как рынок предложения, то есть как продуктовый или товарный рынок.

Все организации – участники такого рынка находятся в постоянной конкуренции.

Конкуренция (лат. соncurrere, буквально означает «сталкиваться») – это соперничество на каком–либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Чаще всего термин «конкуренция» применяется к рыночной экономике.

Конкуренция является одним из условий существования рынка и характеризуется двумя моментами:

- во–первых, наличием на рынке достаточно большого числа самостоятельных, независимо действующих производителей и покупателей любого товара;

- во–вторых, свободой для производителей и покупателей вступать на соответствующий товарный рынок и покидать его.

В период перехода к рыночной экономике в России принят и с изменениями действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с этим законом «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке», то есть в отрасли.

В зависимости от степени конкуренции в экономической теории известно несколько типов рыночных структур, которые присущи и отраслевым рынкам.

Чаще всего рассматривается четыре типа рыночных структур:

1 – совершенная конкуренция;

2 – монополия;

3 – олигополия;

4 – монополистическая конкуренция.

Любой из вышеперечисленных типов рыночных структур характеризуется несколькими параметрами:

1) количество и размеры фирм на рынке;

2) степень сходства или отличия товаров разных фирм;

3) наличие барьеров входа на конкретный товарный рынок и выхода из него;

4) доступность рыночной информации.

Типы, параметры и характеристики четырёх рыночных структур в сжатом виде приведены в табл. 1.

Рассмотрим кратко особенности вышеназванных типов рыночных структур.

1 тип – совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях с уже существующими продавцами приступить к производству продукции.

С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по–прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

а) на рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка;

б) продукция является однородной – стандартизированной;

в) вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями – нет препятствий к этому;

г) покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации – информация открыта.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

Но все–таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерий данной рыночной структуры. Примером отрасли с совершенной конкуренцией может служить сельское хозяйство или рынок ценных бумаг.

Основные рыночные структуры по степени конкуренции

Таблица 1

Тип рынка Количество и размер фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Много мелких Однородная Нет затруднений, равные условия Равный доступ
Монополистическая конкуренция То же Разнородная То же Некоторые ограничения
Олигополия Фирм мало, есть крупные Однородная или разнородная Отдельные препятствия при входе То же
Монополия Одна крупная Уникальная Непреодолимые барьеры при входе То же

2 типмонополия – полная противоположность чистой конкуренции. На рынке действует одна, как правило, крупная фирма со своим продуктом, не имеющим аналогов–заменителей по потребительным свойствам.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем количества товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополистов к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Чертами, отличающими монополию от совершенной конкуренции, являются:

- единственный продавец (монополист);

- уникальность реализуемого продукта;

- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает трудно преодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства.

Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать деятельность промышленных предприятий.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме лицензий, авторского права, товарных знаков или патентной защиты.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (экспресс–почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония – не менее уникальное явление, чем монополия.

3 типолигополия представляет собой рынок нескольких фирм, причем некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Барьеры, препятствующие входу новых фирм на данный рынок, могут быть, но могут и отсутствовать. Доступ к рыночной информации (цены, технологии, затраты, ресурсы) не всегда равный. В качестве примера можно рассматривать машиностроение, электротехнику, сталелитейную промышленность.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобилей).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн т стали.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, и это приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость от поведения каждой фирмы, от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение». Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо–сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 % до 60 % производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

4 тип – монополистическая конкуренция. Она близка к совершенной конкуренции, но продукция различных фирм дифференцирована, различается между собой, хотя и имеет одинаковые потребительские свойства.

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе».

В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья»

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания для товаров длительного пользования, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях – это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: