Модель монополистической конкуренции

Допущения модели монополистической конкуренции во многом повторяют допущения модели совершенной. Вот допущения монополистической конкуренции: 1. Сравнительно свободный вход на рынок и уход с него. 2. Наличие множества продавцов и покупателей. 3. Совершенная информированность тех и других об условиях рынка. Но к этим условиям добавляется главное - принципиально отличающее монополистическую конкуренцию от совершенной: 4. Продаваемая (выпускаемая) продукция неоднородна (дифференцирована), так что монополистически конкурентный рынок (отрасль) представляет группу продавцов (или предприятий), продающих разные продукты, являющиеся близкими заменителями друг друга. Монополистическая структура характеризует существование на рынке десятков фирм, между которыми невозможен тайный сговор. Каждая фирма сама осуществляет свою ценовую политику (устанавливает цены на свою продукцию). Так как участников на рынке много, то предсказать действия одного из них практически невозможно. Ключевое отличие монополистической конкуренции состоит в том, что фирмы производят сходный, но неодинаковый товар (то есть не как при совершенной конкуренции, когда все производители предлагают потребителю одинаковую продукцию). Монополистическая конкуренция появляется там, где необходима дифференциация продукции, когда необходимо учитывать вкусы потребителя для сбыта продукции. Дифференциация Дифференциация продукции - незначительные различия у товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми. Дифференциация продукции может проявиться в следующих направлениях: 1. Различия в качестве. 2. Предоставление сопутствующих услуг (доставка, гарантийное обслуживание и т.д.). 3. Оформление (обложка, обертка и т.д.). 4. Представление продукта на рынок (реклама). 5. Близость места сбыта продукции к месту проживания потребителя. 6. Система скидок и т.п. Пример монополистической конкуренции можно найти в отраслях легкой и пищевой промышленности, сфере услуг: производство одежды, шоколада, кафе, эстрада и т.д. Самое главное, что надо запомнить о дифференциации продукции: В условиях дифференциации практически невозможно найти две фирмы, производящие совершенно одинаковые экономические блага (товары или услуги). А что насчет барьеров входа в отрасль? Как вы помните, при совершенной конкуренции барьеров входа в отрасль нет: фирмы свободно входят на рынок и уходят с него. А при монополистической конкуренции? При монополистической конкуренции невысокие барьеры входа в отрасль. То есть они все-таки существуют. В чем они заключаются? Например, для получения разрешения продавать на рынке, фирме необходимо патентовать свою продукцию, получить лицензии, иметь на реализуемых товарах фабричные клейма, торговые марки или знаки качества. Так как фирма обязана выполнить некоторые условия при вступлении в отрасль (выходе на рынок), барьеры входа существуют. Но так как эти условия достаточно легко выполнимы, эти барьеры невысоки и преодолимы для большого количества фирм. Факторы дифференциации. Как вы уже поняли, дифференциация - не однозначное понятие. То есть она не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т. д. И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Часто бывает так, что выигрыш в одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом (полезная для эмали паста может быть очень «невкусной» и т.п.). Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше всех укрепляет десны, другая - самая вкусная, третья... Факторами дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок, наличие ручек для переноса и т.п.). При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке (существующем долгое время, потребители на таком рынке придирчивы к деталям и часто пресыщены разнообразным ассортиментом) именно дополнительные свойства определяют спрос на продукцию. Так, один из крупнейших успехов в истории компании «Пепси-кола» связан с введением полуторалитровых пластиковых бутылок (когда-то это было решающим нововведением, потому что газированные содовые напитки продавались только в маленьких стеклянных бутылках). Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение. 1. Качественные различия Фактором дифференциации продукции могут быть даже мнимые (то есть несуществующие) качественные различия между ними. Например, в одном из старых детских фильмов, американский капиталист предложил двум мальчишкам рекламировать две разные жвачки. Позже выяснилось, что жвачка была одной и той же просто в разных обложках, но конкуренция между двумя якобы разными видами повысила в целом ее продажи. Более того, часто потребитель с завязанными глазами не может отличить на вкус любимый продукт: например, те же «Пепси-Кола» и «Кока-Кола». Однако с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары (помните: потребитель далеко не всегда ведет себя рационально). Главное - чтобы ему так казалось. 2. Обслуживание Различия в обслуживании составляют вторую крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для огромного количества продуктов (как правило, для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения: техники, оборудования и т.п.) свойственны долговременные взаимоотношения продавца и покупателя (послепродажное гарантийное обслуживание, сервис, починка и т.д.). Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Так, для потребителя важно, чтобы у него была гарантия на определенный срок существования продукта в исправности и технической состоятельности. И, разумеется, выбирая между одинаковыми по качественным свойствам товарами, потребитель выберет тот, гарантия на который дольше. 3. Реклама Следующим серьезным фактором дифференциации продукта является реклама. С одной стороны, реклама позволяет покупателю ориентироваться в огромном спектре качественных отличий товаров. Реклама точно адресует того, кому нравится фруктовый аромат шампуня - к одному продукту, а того, кто страдает от перхоти, - к другому, а того, кому необходим, например, пышный объем волос - к третьему. С другой стороны, реклама формирует новые потребности. Например, шампунь и кондиционер «в одном флаконе» или необходимость использования не только шампуня, но и бальзама и целой серии парфюмерной косметики для волос. Наконец, реклама продуктов обозначает различие там, где очевидной разницы нет. Только что мы обсуждали мнимые качественные различия. Часто товары, обладающие мнимыми качественными различиями, имеют реальные рекламные отличия. Например, та же «Пепси-Кола» - молодежная марка, а «Кока-Кола», наоборот, - как престижный напиток для среднего класса. Преимущества дифференциации для фирмы Дифференциация продукта не только создает для фирмы конкурентные преимущества (привлечение большего числа клиентов), но и помогает защитить их от конкурентов, которым необходимо выпускать на рынок, товар, не уступающий по качествам или придумать интересный рекламный слоган. Фирмы совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, добиваясь для себя дополнительных прибылей и обеспечивая рынку (отрасли) многообразие товаров. Но при этом производителям постоянно приходится учитывать конкуренцию чужих товаров, похожих на собственные. Считается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или адвокатов, разного рода косметические услуги, скажем парикмахерские, и т. п.). Дело в том, что продажа (предоставление) услуг неотделима от их «производства», а последнее действительно происходит в условиях, удовлетворяющих первым трем допущениям монополистической конкуренции. Равновесие (оптимум) фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периоде В краткосрочном периоде участник рынка при условиях монополистической конкуренции может как получать прибыль, так и нести убытки. Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции. Степень эластичности этой кривой зависит от числа конкурентов на рынке и от степени дифференциации продукции (то есть от того, насколько различается представленные в отрасли товары и услуги). Соответственно, чем больше производителей на рынке и чем ниже степень дифференциации, тем более эластичен спрос. И наоборот: потребитель, привыкший к определенному товару, не сможет быстро «переключиться» на потребление другого, если их качества существенно различаются.

Руководствуясь правилом MR = MC, фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ.

Рис. 6.5. Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (Ра).

Сравним с точкой равновесия (или оптимумом) фирмы на рынке совершенной конкуренции (См. Рис. 6.6.): при этом цена должна быть постоянна и должно выполняться равенство P =MRk=MC. Точка равновесия (или оптимума) – точка k. Как видно из графика, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm<Qk), а цена выше (Pm>Pk). При этом покупатель платит фирме - монополисту больше, чем ей нужно для производства дополнительной единицы товара:предельные издержки (MC) при Q m равны Pa.

Исходя из этого, общая прибыль фирмы - монополиста на весь объем продукции равна площади PcPaMC, сверхприбыль - PkPmMB.

Рис. 6.6. Оптимум фирмы на рынке монополистической конкуренции и на конкурентном рынке в краткосрочном периоде.

Так как в отрасли монополистической конкуренции низкие барьеры на вход, то вероятность появления новых участников, выпускающих товары - заменители, очень велика, поэтому фирма не может долгое время получать такую высокую (почти монопольную) прибылью. При появлении на рынке конкурентов кривая спроса на продукцию данной фирмы заметно снижается (перемещается вниз и влево), фирма теряет свое монопольное преимущество, ее прибыль существенно снижается. Равновесие (оптимум)) фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде Рассмотрим положение той же фирмы уже в долгосрочном периоде (Рис.6.7). Равновесие в долгосрочном периоде определяется двумя моментами. 1. Приходят новые фирмы - кривая спроса сдвигается вниз (из положения d1 к положению d2). 2. Фирма вынуждена для сохранения конкурентоспособности увеличивать затраты на рекламу, ассортимент и т д. - поднимается вверх кривая средних издержек.

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего, в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития.

Рис.6.7. Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

При равновесии монополистического конкурента никогда не совпадут точки долгосрочного равновесия (касание линии спроса кривой долгосрочных средних затрат) и минимума средних общих затрат (АС). И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна (то есть совершенно эластична, как при совершенной конкуренции). Возможен вариант, когда кривая спроса все-таки пересекает точку минимума затрат фирмы на единицу продукции - значит, какой-то участок этой линии спроса расположен над кривой средних издержек. Тогда в этой отрасли (на этом рынке) есть возможность получать большую прибыль и на рынок еще придут конкуренты, которые уравновесят ситуацию и линия спроса станет касательной кривой средних затрат и не будет касаться этой кривой в точке минимума. То есть условиями равновесия монополистического конкурента в долгосрочной перспективе считаем: P=ATC, P> min ATC При таких условиях у фирмы монополистического конкурента возникают так называемые избыточные производственные мощности, то есть ее объем производства меньше того, который позволяет минимизировать уровень средних затрат. Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия. 1. Равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (при совершенной конкуренции цена равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние» деньги. 2. При монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы меньше оптимального, и весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм. 3. Так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы (см. график), найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех участках рынка (отрасли). Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль. Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. Такова плата общества за большее разнообразие товаров и большие возможности выбора потребителей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: