Коррекция познавательных процессов на общеобразовательных предметах

Средства коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенными (традиционными) являются игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикоментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном осуществляется косвенным образом. Нетрадиционные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (конструторы), аромотерапия, ипотерапия (лошадь), артерапия (искусство), музотерапия и т.д Условия эффективности коррекционной работы. Реализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях: 1. Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка. 2. Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможное развитие способностей учащихся к овладению элементами социальной культуры в неадаптированном виде. 3. Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность. 4. Опора на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи. 5. Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения. 6. Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития. 7. Специально организованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон. Результаты коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к б месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это позволяет сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Специальные коррекционные занятия как форма коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. К ним относятся: логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Занятия проводятся во внеурочное время с одним или группой учеников (2—5) по расписанию. Занятия проводят специалисты — логопед, психолог, дефектолог; по ЛФК — учитель физкультуры или медсестра, имеющие сертификат на право заниматься лечебной физкультурой. На эти занятия направляются учащиеся с выраженными речевыми, двигательными и сенсорными нарушениями.

Цель, задачи и содержание логопедических коррекционных занятий, лечебной физкультуры, ритмики, занятий по социально-бытовой ориентировке. Коррекция речевых дефектов, физических недостатков (сколиоз, парез). Они призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, что позволит им успешно овладевать знаниями, трудовыми умениями и навыками, готовиться к самостоятельной жизни. Цели –индивидуальная коррекция недостатков. Содержание занятий укладывается в схему: ознакомление, постановка диагноза, выработка направлений работы, подбор материала, индивидуальная работа по коррекции и развитию недостатков.

7. Особенности обучения и воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями.

«Необучаемость» и «труднообучаемость» детей с глубоким умственным нарушением. Необучаемость - нарушения развития учебных навыков, задержка психического развития, если отставание в обучении не проходит самостоятельно по мере взросления. Необучаемость диагностируют различными методами. Ребенка считают необучаемым после обязательного проведения необходимых тестов. Труднообучаемость – та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъективности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами. Психолого-педагогическая система обучения и воспитания глубоко отсталых детей Е. К. Грачевой. Первый русский педагог-дефектолог. С её именем связана история приютов для слабоумных детей в России. умственно отсталые дети нуждаются не только в призрении, уходе, но и в развитии, в систематических занятиях, в приспособлении к труду. Ее система- это система занятий со слабоумными применительно к той или другой степени их отсталости. Эта система носящих игровой характер занятий включает ряд упражнений, направленных на развитие органов чувств и движений; система предусматривает ознакомление детей с окружающими предметами, развитие речи, обучение чтению, письму, счету, гимнастике, ручному труду, рисованию, пению. У воспитанников и воспитателей пробуждается активность, чувство собственного достоинства, сознание принадлежности к большой семье строителей социалистического общества. В специальных учреждениях расширяются принципы коллективного руководства, элементы детского самоуправления.

Проблемы обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. Задачи, принципы, этапы обучения. Работа строится по особым программам, которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: навыки самообслуживания в быту, навыкам ручного труда, музыки, развития речи, письма, счета. Главный принцип обучения и воспитания– практическая направленность. И учеба, и воспитание должны всемирно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда. В ходе обучения дети овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с выраженной умственной отсталостью. Важнейшим условием обучения детей с глубокой отсталостью является постепенное расширение социальных связей. Используя такую характерную для детей данной категории черту, как способность к подражанию, им многократно показывают, каким образом следует поступать в определенных случаях, как выполнять необходимые действия. Производятся практические занятия, воспроизводящие ситуации, связанные с поездкой в транспорте, посещением магазина. И только путем неоднократных упражнений, систематического предъявления требований у глубоко умственно отсталых детей вырабатываются необходимые навыки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

Особенности воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в семье. Семья является наиболее значимым фактором социализации детей и подростков в общество и ее влияние значительно превосходит влияние общественных образовательный учреждений групп сверстников. В случае с ребенком с нарушениями интеллекта роль семьи неизмеримо возрастает так как в силу особенностей их образа жизни на семью ложится основное бремя ухода воспитания и образования таких детей. Соответственно возрастают материальные психологические и эмоциональные нагрузки семьи. Присутствие в семье ребенка имеющие особые проблемы и требующие повышенного внимания оказывает влияние на жизнь всех членов семьи включая и других здоровых детей. Воспитывая ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка. Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги, когда это необходимо. Развитие культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, элементарного бытового труда. Нужно привлекать его к выполнению несложных поручений, к тому, чтобы он помогал в той или другой работе. Все это будет способствовать развитию ребенка, формированию у него положительных черт характера. Общение с нормально развивающимися детьми -- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять, за исключением общения с детьми с асоциальным поведением. Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу.

Различные формы отношений родителей к детям, имеющим серьезные проблемы в развитии. 1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не удовлетворен собой. 2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. 5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все. Адекватное «принятие» родителями ребенка с интеллектуальным дефектом как главное условие воспитания. Ошибки воспитания глубоко умственно отсталого ребенка в семье. А. Р. Маллер приводит данные об обратной зависимости между такими переменными, как степень умственной отсталости ребенка и уровень коэффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, добрые люди. Они имеют высшее и среднее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизнедеятельность семьи. Однако любовь и вера в него, творческая сила и резервные возможности личности позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути. 1) родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; 2) родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; 3) родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; 4) родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума. Ошибки – стыдливость, убежденность в воспитании в специальном учреждении без участия родителей, закрытость, потакание и т.д.

8. Особенности воспитательной работы в школе-интернате для детей с нарушением интеллекта.

Роль детского коллектива в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида. Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность. Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали. Организация взаимопомощи детей, организация учебно-трудовой деятельности, их роль в воспитании коллектива и личности в коллективе. Организация общественно полезного и производственного труда. В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий: - изучения личностных возможностей каждого ученика; - определения места конкретной личности в структуре детского коллектива; - определения доступной коллективной деятельности; - создания каждому воспитаннику условий успешности, поло­жительного эмоционального настроения; - включения воспитанника во взаимоотношения со сверстниками, воспитателем, а для этого: изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям воспитателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных связей; -вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого: выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса); развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся. В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность (Я.Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками. Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но

9. Особенности трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Система трудового воспитания детей с нарушением интеллекта. Психологические основы трудового воспитания детей с нарушением интеллекта. Задачи и содержание трудового воспитания. Организация трудового воспитания учащихся вспомогательной школы. Роль трудового воспитания в решении коррекционных задач. Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность. Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе. Воспитательное значение организации детских трудовых коллективов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учет психофизических особенностей при организации индивидуального подхода к учащимся в процессе трудового воспитания. Психологическая и практическая подготовка к труду в системе трудового воспитания.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);- уважение к людям труда;- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам руда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в образовательных учреждениях VIII вида решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития, особенно мелкой моторика рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

10. Особенности нравственного воспитания умственно отсталых школьников.

Нравственное воспитание умственно отсталых школьников, его организация. Формирование нравственной культуры личности. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. Общность социальной направленности воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и массовой школы. Методы формирования нравственного поведения. Условия эффективности процесса формирования нравственного поведения.

Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью отлично от нравственного воспитания детей, развивающихся нормально, поскольку требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса. Оно носит выраженный обучающий характер, но оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником. Нравственное воспитание личности - это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания автономен, эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни умственно отсталых младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Он предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника с умственной отсталостью формируются чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности и трудолюбие. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Нравственная воспитанность проявляется, прежде всего, в том, как дети относятся к своим обязанностям, к самой деятельности и ее результатам, к другим людям. В процессе нравственного воспитания необходимо всегда учитывать взаимосвязанное влияние на ребенка всех звеньев системы учебно-воспитательной работы и условий, в которых ребенок живет, а не только отдельных мероприятий или средств. Кроме того, необходимо «видеть» конечные результаты работы, то есть поступательное движение коллектива и отдельных детей. Важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и его предшествующий жизненный опыт. Нравственное развитие младших школьников с умственной отсталостью зависит, прежде всего, от содержания их деятельности, от того, как она организована в школе и в семье. Содержанием нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является: формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения, вежливого обращения с окружающими, проявления заботливости и доброты; формирование коллективизма, основных понятий и представлений о любви к Родине, о патриотизме; формирование первоначальных нравственно-этических представлений, представлений о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе. Нравственные качества воспитываются у детей на основе постепенного освоения нравственных понятий, оценок, на основе знаний, на которых, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные нравственные суждения детей; в процессе приобретения детьми знаний формируются первые элементарные нравственные понятия, каждое из которых включает в себя определенную совокупность существенных признаков, а сущность этих понятий раскрывается для детей лишь в процессе их жизненной практики. Нравственным следует считать такого ребенка, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

11. Особенности эстетического воспитания умственно отсталых школьников.

Эстетическое воспитание: сущность, особенности и задачи. Трудности реализации этого направления в системе коррекционной работы. Влияние эстетического воспитания на сенсорное и умственное развитие детей с нарушением интеллекта. Ведущие элементы системы эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Методы эстетического воспитания. Особенности воспитания эстетических чувств, понятий и вкусов. Роль изобразительного искусства, чтения и музыки в эстетическом воздействии на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе, а так же развитие способности создавать красивое.

Во вспомогательной школе эстетическое воспитание – неотъемлемая часть единого коррекционно –воспитательного процесса. Но оно имеет свою специфику, обусловленную особенностями психофизического развития детей. С учётом своеобразия развития учеников вспомогательной школы эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: 1. Способствовать коррекции (Исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правилам, аргументированным суждениям.. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку. 4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Специфический характер развития детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности не позволяет им достичь такого уровня развития эстетических представлений, как у нормальных детей. Формирование умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего у них происходит очень медленно. •музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; • ознакомление с художественной литературой; •театрализованная деятельность. Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки. В процессе музыкально-ритмических занятий происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве. Изобразительное искусство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства, развития элементов воображения и творчества. В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им.

12. Интеллектуальное воспитание детей с умственной отсталостью.

Интеллектуальное воспитание, его задачи, содержание. Методы развития внимания, памяти, восприятия у умственно отсталого ребенка. Формирование мышления и развитие речи как основные направления интеллектуального воспитания школьников с нарушением интеллекта. Роль формирования трудовой и учебной деятельности в интеллектуальном воспитании умственно отсталых школьников

«Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения. Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Критериями интеллекта являются: 1) объем, характеристика и содержание знаний; 2) процесс динамики интеллектуальной деятельности, т. е. ее изменение, а также скорость; 3) способность мыслить критически, т. е. навыки и умения оценки результата; 4) способность к обобщению и его степень; 5) способность к творческому восприятию и стремление к нему; 6) различные другие способности, качество различных видов памяти, характер основной деятельности, а также степень успешности ее осуществления. Средством и способом развития и воспитания интеллектуальных способностей является обучение. Этот комплекс предполагает несколько составляющих. 1. Вырабатывание таких психических процессов, как воля, различные виды памяти, образное и логическое мышление, хорошее внимание и восприятие. Эти процессы служат основными условиями, обусловливающими возникновение и формирование познавательного и образовательного процессов. 2. Формирование и организация культуры учебного процесса и интеллектуального труда. Только четкое представление воспитуемых о самом процессе обучения способствует наилучшему усвоению знаний, а следовательно, умственному развитию. 3. Стимулирование и инициация заинтересованности в работе с литературой и различными новыми видами информационных технологий. Для этого прежде всего обязательны ненавязчивая организация досуга воспитуемых и создание различных компьютерных комнат и кружков. 4. Необходимо также обязательное развитие и формирование личностных качеств воспитуемых. К таковым относится выработка самостоятельности, широты кругозора, эрудированности, способности к творчеству и творческим решениям различных жизненных проблем. Все вышеперечисленные задачи и проблемы интеллектуального воспитания должны решаться разнообразными средствами и методами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, различных государственных деятелях разных стран и отечества, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента. Предметные уроки и другие формы наглядного преподавания способствуют развитию ощущений, восприятий, представлений детей с нарушением интеллекта, помогают корригировать чувственную основу познания, при помощи которой ребенок с нарушением интеллекта овладевает высшими формами логического познания. Развитие памяти ребенка-олигофрена происходит в направлении от механической к логической. Основная задача состоит в привитии навыков преднамеренного, осмысленного запоминания, умения самостоятельно и сознательно пользоваться удержанным в памяти материалом. Мышление ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления. Ребенка-олигофрена необходимо вооружить умением анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Он нуждается в том, чтобы его научили овладевать формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Учитывая конкретный характер мышления детей с нарушением интеллекта, необходимо широко использовать наглядность в обучении. При корригировании недостатков мышления детей с нарушением интеллекта исключительно велика роль труда и практической деятельности вообще. В процессе трудовой деятельности происходит не только овладение необходимыми навыками и умениями, но и развитие всех сторон детской психики, в том числе и мышления. Главную роль играет, конечно, обучение основам наук и организация умственной деятельности учащихся. Наконец, для развития мышления огромное значение имеет организация разнообразных отношений и связей школьника с действительностью, формирующихся в процессе всевозможных видов деятельности.

13. Физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта.

Физическое воспитание умственно отсталых школьников, его основные принципы. Задачи и содержание физического воспитания детей с нарушением интеллекта. Особенности физического развития умственно отсталых детей. Характерные особенности развития двигательной сферы умственно отсталых учащихся. Формирование основных движений. Коррекция осанки. Урок физической культуры. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время. Системный подход к физическому воспитанию детей: коррекция двигательных нарушений и развитие личностных качеств.

Цель а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка; б) забота о его нормальном физическом развитии; в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;

г) сообщение учащимся знаний, выработка у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений (различные виды спорта, подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).д) воспитание моральных и волевых качеств Все эти задачи тесно взаимосвязаны. Е) укрепления его здоровья, физического развития, развития моральных и волевых качеств. специальные задачи. 1) создание условий для возможности правильного физического развития учащихся; 2) собственно физическое воспитание; 3) коррекция недостатков физического развития; 4) стимуляция физического развития ребенка. Большое значение для физического развития учащихся имеет правильная организация работ по самообслуживанию: их посильность для детей определенного возраста и развития, обеспеченность предметами ухода за помещением, в том числе электроприборами. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.

Во время труда и отдыха учителя и воспитатели должны проводить физическое воспитание детей: во-первых, не давать ребенку автоматизировать неправильные движения, учить его целесообразным действиям и пр. Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь учитель и воспитатель должны помочь ребенку. Вторая задача — собственно физическое воспитание, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят: А. Зарядковая гимнастика после ночного отдыха, мобилизующая организм на работу. Б. Физкультминутки на уроке, дающие возможность поддержать работоспособность ребенка. В. Систематически проводимые уроки физкультуры, как основной формы физкультурной работы, обеспечивающей как общее физическое развитие учащихся, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д. Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений». Третья задача — коррекция недостатков физического развития. Современная физиология указывает, что развитие мускульных координации приводит к развитию интеллекта, так как мышечные движения есть также мозговые возбудители, физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта является одним из средств сенсомоторного воспитания и важным стимулом его психического развития. «В процессе физкультурных упражнений, многократно повторяющихся идет развитие моторики, моторных дифференцировок. Идет совершенствование нервно-мышечного аппарата ребенка, его тренировка. Известно, что через тренированный орган в единицу времени протекает больше крови, чем через нетренированный. Таким образом, физкультура повышает питание тканей. Развиваются активные элементы в организме (мышцы), регулируется количество элементов пассивных (жир). Тренированный организм является лучше подготовленным к работе, он скорее втягивается в работу, здесь легче приобретаются определенные умения и навыки... В гимнастических упражнениях создаются условия взаимоконтроля сенсорных и моторных механизмов, подчинения движений волевому контролю. Особое значение в сенсорном воспитании имеют физические упражнения в сопровождении музыки, игры с цветоразличением, звуковыми дифференцировками, развивающие пространственные ориентировки ребенка. Решая задачу коррекции в процессе физического воспитания (лечебная гимнастика, трудотерапия), необходимо осуществлять индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку. Это помогает преодолеть индивидуальные физические недостатки ребенка. Учитель физического воспитания, осуществляя индивидуальный подход к ученику специальной коррекционной школы VIII вида, обязательно должен работать в контакте с врачом школы, учитывать медикаментное лечение. Четвертая задача — стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима работы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы. Система физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультминутки на уроке, гигиенической гимнастики с элементами ритмики на уроках физической культуры, физкультурных мероприятий, предусмотренных режимом дня школы или проводимых во время каникул в пионерских лагерях. Урок по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида отличается от урока по этому учебному предмету в массовой школе в первую очередь тем, что преподаватель имеет дело с аномальными детьми. Поэтому содержание учебного процесса, построение урока, его методика отличны от урока в массовой школе. Применение методики физического воспитания, используемой в начальных классах массовой школы, часто невозможно из-за того, что дети с нарушением интеллекта (особенно в младших классах) не понимают требований учителя, не осмысливают задания, трудно усваивают последовательность движений в упражнениях, плохо запоминают свое место в строю. Навык выполнения физического упражнения у них формируется медленнее, чем у нормального ребенка. Занятия следует чаще переносить на воздух, упражнения подбирать разнообразные по движениям, но простые для выполнения, необходимы общеобразовательные и прикладные упражнения. Из них особо важную роль играют первые. Например, для развития координации на уроке используются упражнения с предметами: кубиками, флажками, мячами, скакалками и др. Внеклассная работа по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида — это массовые физкультурные и спортивные мероприятия, организация дней здоровья, занятия с учащимися в спортивных секциях и кружках, а также совершенствование индивидуальных спортивных достижений учащихся по некоторым видам спорта. Большое значение для укрепления здоровья учащихся имеют прогулки, экскурсии, вылазки в природу, дни здоровья.

14. Проблемы социально-бытовой адаптации школьников с нарушением интеллекта.

Социальная адаптация как один из механизмов социализации. Проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации лиц с нарушением интеллекта. Причины трудностей бытовой, трудовой и психологической адаптации выпускников вспомогательной школы. Роль школы в организации системы работы по социально-бытовой адаптации детей с нарушением интеллекта. Курс социально-бытовой ориентировки, как ведущее звено системы многофакторного воспитательного воздействия на учащихся. Задачи и методы занятий по СБО. Труд как важнейшее звено социально-бытовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Социально-бытовая адаптация школьников с нарушением интеллекта в процессе воспитательной работы.

Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: 1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; 2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; 3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации. Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации. По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию. Стадии процесса социально-психологической адаптации: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. Для большинства детей с нарушениями интеллекта наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Направления коррекционной работы по СА- совершенствование психомоторных и сенсорных процессов;

- развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми, отражение в словах и фразах своих действий; - формирование навыков самообслуживания (навыки личной гигиены, навыки одевания-раздевания, навыки самообслуживания за столом и др.);- организацию посильной помощи ребенка в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;- развитие способности организовать свой досуг, позаботиться о себе в отсутствии взрослых;- формирование умения ориентироваться в окружающей действительности. цель коррекционной работы-приспособление к жизни. Задачи: 1. Совершенствование психомоторных и сенсорных процессов; 2. Развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми, отражение в словах и фразах своих действий 3. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда. 1. Развитие навыков крупной моторики. Данная задача способствует максимально возможному улучшению физического состояния здоровья, что ведет к приобретению и дальнейшему закреплению санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, передвижения, элементов хозяйственно-бытового труда. 2. Развитие навыков тонкой моторики. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; помогают ребенку обслуживать себя.

3. Формирование сенсорных функций. Правильное представление о действительности обеспечивает накопление новых знаний, усвоение новых видов деятельности, адаптацию в новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие. 1. Развитие импрессиной речи. В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов, при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке. 2. Развитие экспрессивной речи. Для развития экспрессивной речи служат сюжетные картинки. Она подразумевает поэтапное формирование таких качеств речи, как сила, темп, тон, мелодика. 3. Дальнейшее развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми. Коррекция дальнейшего развития речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми должна быть направлена на вступление в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддержку и завершение общения. 1. Формирование социально-бытовых навыков в условиях дома: 2. Формирование социально-бытовых навыков вне дома:

Итак, коррекционные занятия по социально-бытовой адаптации с младшими школьниками с нарушениями интеллекта должны проводиться в игровой форме, поскольку игра является основной формой построения занятий с младшими школьниками данной категории. Занятия должны содействовать не только развитию познавательной деятельности детей, но и быть направлены на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно-игровых ситуаций учитель создает условия для возникновения диалога между детьми. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту. Сама обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также их собственная игровая деятельность содействуют пониманию воспитанниками значений слов и побуждают их к развертыванию диалога

15. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта.

Характеристика вариантов системы обучения: классно-урочная, домашнее обучение, сочетание обучения ребенка в школе и на дому.;* вариативность в обучении опирается на научно обоснованную концепцию отбора и построения содержания, форм и методов обучения; Классно-урочная - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Обучение дома с педагогом при отсутствии специализированных заведений. Совмещение обучения. Педагогическая дифференциация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возможность индивидуализации. Подходы к делению учащихся на группы. Учет в процессе обучения имеющихся у учащихся специфических психофизических, нарушений. Дифференциация по обучаемости, как наиболее адекватный подход. Характеристика учащихся по возможностям обучения. Варианты обучения детей с глубокими нарушениями интеллекта: специальные классы при специальных (коррекционных) школах VIII вида, реабилитационные центры для детей-инвалидов. Дифференциация -Форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к-рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего (базового) уровня общеобразоват. подготовки учащихся. внешняя дифференциация обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, школа-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VIII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально-психологических, организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента; внутренняя дифференциация как форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых — отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями). Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, воспитания, коррекции. вариативность в организации учебно–воспитательного процесса предполагает наличие многообразия используемых моделей специальной (коррекционно–развивающей, реабилитационной и т.д.) поддержки

Положительное в дифференцированном обучении: условия для реализации возможностей как сильных, так и слабых детей, устранены условия для возникновения «комплекса неполноценности»; возможность осуществлять индивидуальный подход; возможность быстрого продвижения сильных учеников, повышение их уровня образования через специально подготовленное задание; повышается уровень мотивации к учению. Повышается уровень — «Я — концепция», самооценки каждого учащегося. Ребёнку легче учиться в группе, где собраны одинаковые по способности учащиеся. Недостатки дифференцированного обучения. Слабые теряют возможность тянуться за сильными учениками, получать от них помощь. Из-за несовершенства педагогической диагностики, неуспевающие учащиеся, но с хорошими способностями могут попасть в слабую группу. Задачей является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. 1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т. д. 2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания. 3. Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация. 4. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Необходимо: уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения; разработать или использовать уже готовые задания, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию; использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся; в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу; при успешном выполнении учащимся определенных целей пониженного уровня трудности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения; Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости: по коррекционно-развивающей направленности; по содержанию коррекционного занятия; по времени обучения, времени выполнения заданий; по видам учебной деятельности; по оценке деятельности. Группы меняются, в зависимости от коррекционной направленности задания. На уроках используются индивидуальные, парные, групповые формы работы. Также современные передовые педагоги делят учащихся на 3 группы по способам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики. Визуалу задания предлагаются в виде записей; карточки должны быть яркими, красивыми, красочными. Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста. Особенно ярко проявляются свойства аудиалов у детей со снижением слуха. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.

16. Семейное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Связь семьи ребенка с нарушенным интеллектом со школьным образовательным учреждением.

Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи. Особенности внутрисемейных отношений. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка с нарушением интеллекта. Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с нарушенным интеллектом. Социальные и психолого-педагогические предпосылки создания благоприятного климата. Зависимость психологического климата в семье от культурного уровня родителей, их физического состояния, материальной обеспеченности, престижности профессий. Связь семьи со школьным образовательным учреждением. Формы совместной деятельности семьи и школы. Роль учителя в организации помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением интеллекта. Трудности взаимодействия вспомогательной школы и семьи.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. Но ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь, сама в болезненном состоянии, мать мало, чем может помочь своему малышу. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются ребенку и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения. Однако и в этих случаях родителям часто не удается избежать взаимных обвинений, упреков, и семья легко может распасться от одного неосторожного слова родственников, окружающих и особенно врача или педагога-дефектолога. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Практический опыт работы убеждает в том, что часто родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. При дефиците в воспитании и образовании, дети бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, очень важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является, в конечном итоге, достижение ребенком в будущем материальной независимости и социальной адаптации. Поэтому родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. «Кооперация» - родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. «Симбиоз» - родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. «Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. «Маленький неудачник» - в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

17. Система профессионального образования, профессиональной адаптации лиц с умственной отсталостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: