Режим воздушного пространства: внутригосударственное воздушное пространство, открытое небо. Международные полеты

Основанием допуска иностранных воздушных судов на тер­риторию определенного государства, т. е. осуществления меж­дународных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Государство:

· устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей грани­цы,

· регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения,

· осуществляет в отношении иностран­ных воздушных судов и их экипажей административную, уго­ловную юрисдикцию,

· реализует нормы, регулирующие между­народные полеты.

Международные договоры и национальное законодатель­ство государств делят международные полеты на две катего­рии: регулярные и нерегулярные.

Регулярные осуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре, причем после того, как государство назначило авиа­предприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику со­глашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предос­тавить такому авиапредприятию эксплуатационное разреше­ние на полеты при условии, если согласованы вопросы расписа­ния и тарифов.

Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые го­сударства стали заключать двусторонние соглашения о нерегу­лярных воздушных сообщениях.

Чикагской конвенцией 1944 г. установлен наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воз­душные полеты в пределах государственной территории. Это законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздуш­ных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляю­щих международные полеты по установленным государством воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства.

Согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Правила, установленные государством для влета на его территорию, передвижения в его воздушном про­странстве по специальным трассам, вылета за пределы терри­тории государства, должны строго соблюдаться.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом сво­боды открытого воздушного пространства над ним. Все госу­дарства имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осу­ществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства су­веренных прав.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистри­рованным им воздушным судном, осуществляющим полет в ме­ждународном воздушном пространстве. Власть другого государ­ства на данное воздушное судно не распространяется, что озна­чает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зареги­стрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: