Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба». Договор по открытому небу 1992 г

Виды воздушного пространства:

1) национальное (суверенное) воздушное пространство (располагается в пределах государственных границ каждой страны – над сухопутными и водными частями ее территории);

2) международное (открытое) воздушное пространство (находится за пределами государственных границ, вне территории государств).

Правовой режим использования воздушного пространства – регулирование практической деятельности пользователей воздушным пространством и связанного с нею поведения соответствующих субъектов права применительно к определенным проблемам и ситуациям:

1) определение процедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна;

2) вопросы их национальной принадлежности;

3) вопросы профессиональной квалификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипажей.

Наиболее существенный элемент правового режима – регулирование пользования суверенным и международными воздушными пространствами (порядок совершения внутренних и международных полетов, включающий правовые и целевые основания и условия выполнения полетов, требования таможенного, налогового, иммиграционного, санитарного и иного характера).

Особое место в МВП занимают юридические нормы, регулирующие ГрПО, возникающие в процессе использования воздушного пространства в интересах воздушных сообщений и перевозок.

Правовой режим полетов в суверенном воздушном пространстве.

Международные воздушные сообщения (МВС) – воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более одной страны (осуществляемая в их процессе транспортировка пассажиров и других объектов – международная перевозка).

Пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы может осуществляться только по получении от ее компетентных властей разрешения (в основе правового режима воздушной навигации лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над их территорией).

Разрешительный порядок (пересечение летательным аппаратов воздушной границы иностранного государства в нарушение установленных процедур может служить основанием для использования в его отношении мер, применяемых к нарушителям государственной границы).

Категории международных полетов:

1) Регулярные (осуществляются специально назначенными государственными авиапредприятиями по воздушным линиям, установленным в международных договорах) (требуется разрешение).

2) Нерегулярные (все остальные полеты, не отвечающие условиям, предъявляемым к регулярным полетам) (упрощенный разрешительный порядок – в форме диспетчерского уведомления).

После влета в пределы государственной территории иностранного государства воздушное судно (ВС) в течение всего времени нахождения в ее пределах должно соблюдать условия, установленные законами данной страны (требования, относящиеся к воздушному судну, его экипажу, пассажирам, перевозимым грузам, багажу и почте):

1) определяются порядок прибытия, пребывания и отправления ВС, паспортного, таможенного, иммиграционного, валютного, санитарного, карантинного контроля;

2) осуществляется регулирование полетов иностранных ВС над определенными зонами данной страны (например, пограничной зоной);

3) указываются точные маршруты следования, места посадки, высота полета;

4) закрепляются требования об обязательном наличии на прибывающем ВС официальных и действительных документов (свидетельство о регистрации ВС в государстве флага; удостоверение о годности ВС к полетам; свидетельство о наличии у каждого члена экипажа необходимой профессиональной подготовки).

Устанавливается уголовная, административная и гражданская ответственность за нарушение перечисленных требований и за ущерб, причиненный во время нахождения ВС на территории страны.

В части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами может признаваться одна из возможностей полета (свобод воздуха), фиксируемых двусторонними соглашениями государств:

1) право на беспосадочный (транзитный) полет над территорией данного государства;

2) право транзитного полета с посадкой на территории данного государства исключительно в технических и иных некоммерческих целях;

3) право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, взятых на борт в аэропорту государства регистрации данного ВС;

4) право принимать на борт на территории данного государства пассажиров, их багаж, иные грузы и почту (если указанные объекты имеют местом назначения государство регистрации ВС);

5) право принимать на борт и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории (если они имеют пунктом назначения территорию третьего государства);

6) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации ВС;

7) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации ВС;

8) право осуществлять все виды воздушных перевозок между аэропортами одного и того же государства, иного чем страна регистрации ВС (каботаж).

Наделение иностранных ВС свободами воздуха производится на основе принципа взаимности и детализируется в двусторонних соглашениях, заключаемых по проформе, включенной в Чикагскую конвенцию 1944.

Правовой режим полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ (летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строго соблюдения предписаний, установленных МП):

а) Свобода открытого моря, включающая свободу полетов над открытым морем должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств в пользовании свободой открытого моря.

Экипаж и пассажиры частных летательных аппаратов не должны совершать против иностранных морских и воздушных судов, находящихся на их борту лиц и имущества неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях.

б) Для осуществления полетов в воздушном пространстве над большинством проливов, используемых в целях международного судоходства, установлено право транзитного пролета, представляющее собой свободу воздушной навигации при условии быстрого и непрерывного перемещения через указанное пространство.

Во время транзитного пролета летательные аппараты обязаны (соблюдать принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) Правила полетов и предусматриваемые ими меры безопасности; контролировать использование выделенных радиочастот; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливами).

Над Черноморскими проливами Конвенцией 1936 установлен режим свободы полетов, которые однако не должны осуществляться вопреки аэронавигационным предписаниям властей Турции (аналогичный режим установлен для Балтийский проливов).

Концепция «открытого неба» (термин употребляется в трех значениях):

1) Впервые выдвинутая Президентом США Эйзенхауэром в 1955 г. и закрепленная в Договоре по открытому небу 1992 концепция, подразумевающая право каждого государства – участника проводить наблюдательные полеты над территорией любого государства – участника для контроля над вооружениями и военной деятельностью.

2) Концепция, подразумевающая отмену ограничений на полеты, совершаемые ВС различных авиакомпаний различных государств (создание конкуренции на внутренних рынках авиаперевозок).

3) Концепция, подразумевающая реорганизацию трасс движения ВС (трасса полета прокладывается не по разрешенным коридорам, а по кратчайшему пути между двумя пунктами; может быть реализована в Западной Европе и США, где имеются сплошные поля наблюдения, связи и управления воздушным движением).

Договор по открытому небу 1992 (устанавливает режим открытого неба для проведения наблюдательных полетов государствами – участниками над территориями других государств – участников и излагает права и обязательства государств в отношении этого режима) (позволяет государствам – участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга в сфере безопасности).

Договор устанавливает (технические требования к проведению наблюдательных полетов; требования к планированию миссии; запрет наблюдательных полетов, не соответствующих положениям Договора; порядок доступа к данным, полученным с аппаратуры наблюдения; квоты и максимальные дальности полета).

Консультативная комиссия по открытому небу учреждается для достижения целей и осуществления положений Договора (принимает решения и выносит рекомендации по вопросам, относящимся к Договору).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: