Р. Мертон об особенностях бюрократической организации. Выполнение бюрократических операций без учета целей деятельности. Превращение в самоцель норм и правил деятельности бюрократов. Утрата связи бюрократии с социальными группами. Понятие дисфункции бюрократической организации.
По мнению американских социологов Р. Мертона и А. Гоулднера, наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.
Роберт Мертон (1910-2003) оценивал бюрократию следующим образом:
· в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения;
· постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;
|
|
· все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;
· следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил;
· итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.
Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
· игнорирование человеческой природы;
· господство духа отчуждения;
· ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
· подчиненность личных целей работников целям организации;
· несовместимость с развитой деятельной личностью;
· приспособленчество;
· игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.
Еще во введении своей книги Мизес отмечает, что «бюрократия», «бюрократический» и «бюрократ» в обществе считаются бранными словами, и что все согласны с тем, что бюрократия — это зло. Тем не менее, большинство людей даже никогда не пытались четко определить, что такое бюрократия. В начале своих рассуждений Мизес не дает определения этому понятию, но отмечает следующие основные черты бюрократического управления:
а) Свобода действий служащего серьезно ограничена
|
|
Любой служащий бюрократической организации обязан следовать детально разработанным правилам и предписаниям, установленным вышестоящими органами.
б) Взаимосвязь между начальником и подчиненным носит личный характер
Подчиненный зависит от того, как начальник оценивает его самого, а не его работу. Это может ограничивать свободу подчиненного выражать свои мысли, быть приверженцем определенных идей, воспитывает в нем склонность к раболепству и слепому подчинению.
Определение же бюрократического управления (бюрократии) Мизес дает не через его характеристики или его цель (как дано определение управления во имя прибыли), а через причины, по которым оно необходимо в конкретных случаях. Для этого он рассматривает правительственную организацию в условиях демократии.
Правительства всех стран наделены исключительным правом судить, наказывать граждан и взимать с них деньги. Поэтому в демократическом государстве деятельность любых правительственных структур ограничена законом. Арест и налогообложение отличаются от похищения и грабежа только тем, что они проводятся в рамках закона и по велению закона. Ассигнование денег из государственной казны, в которую поступают налоговые сборы, происходит только по решению народных представителей, и ни одной денежной единицы не должно быть потрачено без их согласия. В этих условиях деятельность любой правительственной организации должна быть строго регламентирована сводом правил, составленном на основании законов. Только так можно защитить граждан от произвола должностных лиц.
Данную позицию о природе бюрократического управления Мизес приписывает «юристам, философам, политикам». Сам Мизес, не считает изложенное выше основой необходимости возникновения бюрократического управления. Во главу угла он ставит невозможность измерить полезность деятельности правительственной организации в денежных единицах и проверить методами бухгалтерского учета. В сфере государственного управления не существует взаимосвязи между расходами и доходами, так как доходов, как правило, просто нет. Невозможно определить, не были ли лишними затраты, сделанные каким-то подразделением госорганизации. Расходуя больше денег, местный руководитель, вполне возможно, улучшит результаты своей деятельности и вряд ли захочет остановиться в наращивании расходов, стремясь, как хороший управляющий, к наилучшему результату. Быть экономным его можно заставить только строгими предписаниями. В отсутствие каких-либо измеримых критериев качества работы, на основе которых можно было бы увольнять или поощрять служащих, в отсутствие их личной материальной заинтересованности в лучшем результате, единственное, что остается — это применять для их контроля метод строгих правил и предписаний. Та же причина - невозможность объективной оценки служащих по результатам их работы, указывается Мизесом как причина вышеописанной личной зависимости служащего от начальства.
Таким образом, Мизес дает следующее определение бюрократии: «Бюрократическое управление — это метод, применяемый при ведении административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке и которые невозможно контролировать при помощи экономических расчетов».