История института губернаторства в России

Возвратившись к институту губернаторства в царской России и сравнивая его с нынешним, становится понятным, что в современной России институт губернаторства не обладает пока необходимой гибкостью, маневренностью в отношениях между регионом и центральной властью. Но возможно, что он еще в стадии становления, переходного состояния и не следует строго осуждать его такое своеобразное положение в системе власти.

После политического кризиса 1991 года в нашей стране Президент России формирует исполнительные органы власти в субъектах федерации. Он создает институт глав администраций. Параллельно с это структурой он создает и институт представителя Президента Российской Федерации. Однако время неумолимо движется вперед, и статус глав администраций был закреплен в уставах субъектов Российской Федерации, чем была укреплена их власть не только институционально, но и формально.

Совмещая деятельность свою в области, крае с членством в Совете Федерации, губернатор (2) занял такое положение в регионе, которого никогда не занимал губернатор в истории России. Между тем в большинстве уставов не была предусмотрена ответственность губернаторов за свою деятельность. Становится ясным, что губернаторы 1991 - 2000 годов ни перед кем не отвечали, тогда как сам принцип существования исполнительной власти предусматривает именно ответственность за дела по управлению данной территорией. Нарастал среди губернаторов произвол и безнаказанность. Особенно, если учитывать, что губернатор мог опираться на мощный материальный и административный ресурс в своем регионе. Не изменил этого положения и созданный Президентом Российской Федерации в самом начале 90-х годов институт представителей Президента РФ. Процесс децентрализации продолжал нарастать, что серьезно ослабляло вертикаль исполнительной власти в стране.

нельзя упустить еще один серьезный момент в становлении института губернаторов, а именно: после октября 1993 года главами администрации были распущены областные и краевые Советы. На основании Конституции РФ 1993 года необходимо было назначать выборы и создавать структуру законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положения о выборах краевых и областных законодательных органов и сроки выборов также должны были быть утверждены главами администрации. Во-первых, сроки назначения выборов несколько затягивались, что могло привести и привело к злоупотреблению властью, коррупции и правовому беспределу; во-вторых, формирование депутатского корпуса во многом зависело от глав администрации, и как следствие - депутаты были агрессивно настроены по отношению к федеральной власти и представителям Президента Российской Федерации в регионе.

В настоящий период существует ряд проблем в реализации института губернаторства в России. Так, по-прежнему идут споры по поводу способов получения власти губернаторами: назначать или выбирать всенародно. Некоторые предлагают также избирать главу администрации (губернатора) областным или краевым законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, т. е. навязывают парламентарную модель государственной власти в регионе. Но можно предложить и еще один способ, если рассуждать следующим образом. Глава администрации – губернатор – это глава исполнительной власти в регионе. Значит, он должен обладать рядом необходимых для всего населения региона качеств, ну уж, естественно, не отстаивать и не защищать интересы одной политической партии, так как он один для всего населения региона (субъекта РФ). Возможно, есть резон, подобрав соответствующую кандидатуру, заключать с ним контракт на определенный (на период работы законодательного органа) срок. Такой опыт есть в г. Железноводске Ставропольского края, где названная процедура предусмотрена Уставом города Железноводска.

Как отмечается в литературе, нельзя не заметить веские причины, заставляющие отрицательно относиться к выборам глав исполнительной власти, а именно: автоматически становясь членами Совета Федерации, губернаторы надевают на себя кольчугу иммунитета от правоохранительных органов. С учетом того, что отозвать регионального лидера практически невозможно, он становится неуязвимым как от «верхов», так и от «низов». Губернаторы начинают чувствовать себя князьками на «своей» территории, позволяют себе издавать противоречащие федеральному законодательству распоряжения, начинают создавать множество зачастую не нужных региону чиновничьих структур, назначают себе по десятку и более заместителей, обустраивают своих родственников, возводят для себя представительства в столице и шикарные особняки на территории субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Второй блок законодательных актов представлен уставами и целым рядом законов области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также – Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Согласно Положению о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года, глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В настоящее время глава исполнительной власти субъекта Федерации является только выборной должностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: