Формы систематизации - инкорпорация, консолидация и кодификация, учет

Инкорпорация - это форма систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях. Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.

Консолидация - это форма систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация – это такая форма систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Учетом нормативно-правовых актов называется сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

83. Кодификация как форма систематизации законодательства.

Кодификация — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

84. Инкорпорация как форма систематизации законодательства.

Инкорпорация - это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Цель - внешняя обработка действующего законода тельства. Это значит: что а) нормативно-правовые акты располагаются в алфавитном, хронологическом и предметном порядке, то есть, дости гается их внешняя упорядоченность. б) содержание нормативно-право вых актов, включаемых в сборники, не изменяется. В них не включаются те нормы, которые отменены в законном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Министерство юстиции) не имеющий полномочий отменять, изменять или ус танавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изме нения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядочение правовых норм путем издания компетентны ми органами сборников и собраний действующих нормативно-правовых ак тов. Издаваемые этими органами сборники имеют официальный характер. Они не являются источниками права, но на них можно ссылаться в про цессе правотворчества и правоприменения.

Акт официальной инкорпорации по своей юридической природе - это форма опубликования действующих нормативно-правовых актов в обрабо танном и упорядоченном виде.

Отличие инкорпорации от кодификации состоит в уровне системати зации норм права. Кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, а ин корпорация - не изменяет содержания правового регулирования, она приводит в систему нормативно-правовые акты созданные в процессе кодификации правотворческими органами.

Официальная инкорпорация делится на два вида:

1. Хронологическая.

2. Предметная.

Хронологическая инкорпорация - это форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке создаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, собрание актов Президента и Правительства РФ, бюллетени нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологи ческой инкорпорации каждый нормативно-правовой акт имеет порядковый номер, указывается его наименование и год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это облегчает поиск необходимого нормативного акта, создает возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Предметная (систематическая) инкорпорация – упорядочивание действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отрас лям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства ма териал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию).

Предметная инкорпорация позволяет быстро и оперативно использо вать интересующие нормы права.

Свод законов является вершиной предметной инкорпорации и пред ставляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация - внешняя обработка законодательства, проводимая организациями или отдельными гражданами (учебными, ведомствами, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает потребности учреждений, организаций, предприятий, отдельных категорий специалистов в нормативном материале. Это сборни ки трудового и жилищного законодательства, справочники по законода тельству для военнослужащих, учителей, работников правоохрани тельных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и пра воприменения.

Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

85. Консолидация как форма систематизации.

Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: