Законность и правопорядок

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и испол­нения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом пра­вового регулирования и в этом смысле производна от права.

Однако закон­ность - явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирова­ние буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как консти­туционный принцип, как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых сис­тем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью. Связи законности с демократией и правовым законом на­столько тесны и неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что закон­ность возникла именно в этот период, а не вместе с правом. Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы.

законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совер­шенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точка зрения имеет под собой достаточно серьезную основу.

Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в зако­нах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положе­ниям, нормам закона.

В качестве принципов законности в литературе выделяют следующие:

а) всеобщность ее требований;

б) верховенство закона;

в) единство (единообразие) законности;

г) гарантированность основных прав и свобод граждан;

д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением,

е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противо­поставления; ж) связь законности и культурности; и др.

Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законно­сти как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включа­ет в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомер­ное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов). Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как ус­тойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате дей­ствия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных ме­стах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участ­никами общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие».

81. Основные правовые семьи: понятие и их особенности (англосаксонская, романо- германская и религиозно-традиционная).

Правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.

Основной источник права - судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны при рассмотрении аналогичных дел.

Особенности:

1)своеобразное понимание норм права, они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р;

2)особая специфика структуры права: ей неизвестно деление права на публичное и частное.

В структуре англосаксонского права выделяют:

а)прецедентное право,

б)право справедливости;

в)статутное право, или право парламентского происхождения. Что касается права справедливости, то оно представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, к-рый действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов.

3)придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4)автономия судебной власти по отношению к др.ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5)некодифицированный хар-р законодательства.

Романо-германская правовая семьяберет свое начало от римского права (I в. до н. э. – VI в. н. э.).

Основной источник - писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформированные в законодательных актах государства.

Эта семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы — Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран и т.д.

Семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции в 12-16вв. и получила распространение в континентальной Европе и в нек-рых др.регионах.

Особенности этой семьи:

1)основным источником права служит нормативный правовой акт – закон; 2)существует единая иерархическая система источников права;

3)признается деление права на публичное и частное;

4)преобладает законодательство кодифицированного хар-ра;

5)имеется общий понятийный фонд, т.е.сходство основных правовых понятий и категорий;

6)сложилась относительно единая система правовых принципов;

7)ведущую роль играет конституция. Правовой прецедент в качестве источника права не характерен. Обычай имеет ограниченное действие, но применение его допускается в сфере частного права и нередко в дополнение к закону или вместо закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII— X веках и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам — самая молодая из трех мировых религий (христианство, буддизм, ислам), но имеет очень широкое распространение.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды– священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

Правовой прецедент - такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел

82. Систематизация НПА: понятие и формы.

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.

Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: