double arrow

Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных актов - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Используются четыре основные формы систематизации нормативно-правового актакодификация, инкорпорация, консолидация и учет.

1. Учетдеятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет.

Принципы организации учета законодательства могут быть выражены в следующем:

1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд;

3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Выделяю следующие виды учета:

1) Журнальный учет (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах).

При этом формами журнального учета являются:

а) хронологическая (нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия);

б) алфавитно-предметная или системно-предметная (нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту, например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.);

в) тематико-предметная (рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты).

Журнальный учет используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

2) Картотечный учет (создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе). На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст такого акта. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном или автоматизированном режимах (передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т.д.).

Формами картотечного учета являются:

а) хронологическая;

б) алфавитно-предметная;

в) предметно-отраслевая (осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующих разделах, подразделах, отделах, пунктах и других подразделениях).

3) Автоматизированный учет законодательства. Он проводится на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – введение электронной системы классификации правовых актов («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Преимущества автоматизированных информационно-поисковых систем состоят в том, что в них возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Кроме того, присутствует оперативность получения требуемой информации.

2. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

Классификация инкорпорации проводится по различным основаниям.

1. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала выделяют:

а) генеральную (полную) инкорпорацию, в собрание здесь включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации;

б) частную (частичную), здесь собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам;

2. По субъектам осуществления различают:

а) официальную инкорпорацию – это подготовка и утверждение соответствующих собраний и сборников актов органами, издавшими их. Официальная инкорпорация осуществляется компетентным, специально уполномоченным государственным органом, является формой или источником официального опубликования нормативных актов, а значит, на текст, помещенный в инкорпорированный сборник, можно ссылаться при рассмотрении вопросов, имеющих юридическое значение;

В зависимости от способа расположения нормативного материала официальная инкорпорация может быть:

- Хронологической – это относительно самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой приведение нормативных правовых актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования.

- Предметной или систематической - представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права;

б) официозную (полуофициальную) - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер;

в) неофициальную – это упорядочение нормативных правовых актов организациями и отдельными лицами по свое инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальной формой опубликования они не является, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права).

3. Консолидация – форма систематизации, путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет сове самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации.

4. Кодификация деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий;

2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

3) кодификационный акт является свободным актом, т.к. в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область;

4) кодификационный акт является основным среди актов, который действует в определенной сфере общественной жизни. Такой акт регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права.

2) нормативно-правовой акт, создаваемый в результате кодификации, рассчитан на длительное регулирование общественных отношений.

Виды кодификации:

1) Всеобщая связана с созданием сводных кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства. Создание Свода законов («Кодекса кодексов»)- наиболее характерный пример такой кодификации;

2) Отраслевая кодификация – вид кодификации, который охватывает нормативный правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (к примеру, уголовный, семейный кодексы);

3) Специальная кодификация – вид кодификации, когда группируютс нормы определенного правового института либо несколько правовых институтов (Водный, Лесной, Таможенный кодексы РФ).

Формы кодификационных актов:

1) Основы законодательства – кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

2) Кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, СК РФ, УИК РФ и т.п.);

3) Уставы – кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

4) Положения – кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах и т.д.);

5) Правила – кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).


Сейчас читают про: