Особенности пасхального богослужения

   Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
    С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.
    Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль — христианская Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
    Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектении или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя.
    На пасхальной утрени и на утрени в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещения, храмовой или св. великомученика Георгия (23 апреля).

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ЦЕРКОВНОму УСТАВУ

N п/п Вопросы Ответы
1. Есть ли праздник без предпразднства, а только лишь с одним попразднством? Да. Преполовение.
2. Есть ли праздник только лишь с одним предпразднством? Да. Происхождение Честных Древ.
3. Когда читаются на утрени два Евангелия? В праздник Благовещения, если он случится в Великую Субботу, читается одно Евангелие Благовещению пред каноном, а другое — после Великого славословия.
4. Читаются ли на Литургии два Евангелия и один Апостол? Да. В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице.
5. Когда поется вечерня без прокимна? В Великую Субботу.
6. Есть ли такой двунадесятый праздник, служба которого отправляется прежде самого праздника и какой этот праздник? Да. Если Сретение Господне приходится на понедельник первой недели Великого поста, то служба (праздника) оному должна быть отправляема в Воскресенье сыропустное.
7. Читаются ли паремии на вечерне при бесполиелейной службе? Да. В течение всей Четыредесятницы и на Преполовение.
8. Поется ли полиелей без паремий? Нет.
9. Бывает ли на малой вечерне чтение паремий? Да. На Сретение Господне, если оно придется в субботу сыропустную, бывает чтение одной паремии дня на малой вечерне, а праздника чтения на великой вечерне.
10. В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются Антифоны? В праздник Сретения Господня.
11. Поется ли на днях седмицы, кроме Пятидесятницы, «Воскресение Христово видевше»? Да. На Воздвижение Честнаго Креста Господня (в какой бы день он ни случился) и в Лазареву субботу.
12. Поются ли две катавасии в день воскресный? Да. На Успение Богоматери, если придется в воскресенье.
13. Когда поются задостойники по содержанию не Богородице? В неделю Ваий и в Великий Четверток.
14. Поется ли молебен без Евангелия? Да. В пятницу первой недели Великого поста, в день памяти св. Феодора Тирона.
15. О каком празднике в Уставе сказано, что стихиры отдания оного положено вычитывать прежде этого праздника? О празднике Благовещения. Если он придется на Страстной Седмице, то стихиры отдания его вычитываются на шестой седмице.
16. Когда после Апостола на Литургии не поется «Аллилуиа»? В Великую Субботу.
17. Когда после Литургии сейчас же бывает благословение хлебов и вина? В Великую Субботу по заамвонной молитве.
18. Когда после Литургии сейчас же бывает вечерня?. В восьмую неделю по Пасхе (в неделю Пятидесятницы)
19. Когда вечерня бывает без стиховных стихир? Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией». И в навечерии Рождества Христова и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье.
20. Когда на утрени не произносится «Сугубая ектения»? В седмичные дни Великого поста, кроме суббот.
21. Когда на второй день Пасхи на утрени читается Евангелие? Если Благовещение или праздник святого великомученика Георгия выпадает на второй день Пасхи.
22. Когда Литургия Иоанна Златоуста соединяется с вечерней? В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений.
23. Когда Литургия Василия Великого соединяется с вечерней? Навечерие Рождества Христова (6 января), Крещение Господне (18 января), в Великий Четверг и в Великую Субботу.
24. Когда на Литургии не поется «Иже Херувимы»? В Великий Четверг,Великую Субботу и на Преждеосвященных Литургиях.

Богослужебный Апостол

Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;

б) семь Соборных посланий;

в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла;

г) Апокалипсис (в некоторых изданиях).

Следованная Псалтирь

Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев.[35]

Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

При пении догматика открываются Царские врата Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Чтение первого часа. Лампады тушатся.

[1] По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому первый час по восточному счислению соответствует нашему седьмому часу.

[2] Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.

[3] Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые — после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, память которого совершается в день службы.

[4] Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках, припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями.

[5] Творения св. Василия Великого. К Амфилохию о Духе Святом, 29,73.

[6] См. Петровский А. Богословская энциклопедия П.П. Лопухина. Т. 3. — СПб., 1902. С. 332-340.

[7] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 94.

2 М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913. Выпуск II. С. 71.

3 Цитированное сочинение. С. 97.

[8] Сначала священник целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.

2 Прокимны, называемые великими, заключают в себе не один, а три стиха; вследствие чего поются они продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.

1 См. Типикон, 7 глава; С.В.Булгаков. Настольная книга... — Харьков, 1900. С. 759 – 761.

[9] Петровский А. Богословская энциклопедия. Т. III. — СПб., 1902. С. 335.

2 Цитир. соч. С. 99.

[10] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 104.

[11] Цит. соч. С. 108.

[12] См. К. Никольский. С. 210.

[13] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 108.

[14] Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная неделя, дни недели Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых и др.

[15] Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 123.

[16] См. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. — Харьков, 1900. С. 778.

[17] Когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.).

[18] В дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».

1 После кафизм Устав предписывает «чтение во Евангелии толковом» (см. Типикон, 2, 3, 4, 9 и другие главы). Порядок совершения этого чтения и наименования книг, содержащих необходимый текст, указываются в десятой главе Типикона. На практике эти чтения опускаются.

2 Седален есть текст, следующий за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться.

[19] После третьей песни малой ектении и седальна Устав предписывает чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после шестой песни, малой ектении и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (XIV век). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.

[20] Вениамин, архиеп. Цит. соч. С. 128.

[21] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 128-129.

[22] Вениамин, арх. Цит. соч. С. 129.

[23] Скабалланович М. Цит. соч. С.217.

[24] Труды Киевской духовной академии, 1909, май. С. 547.

[25] Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.

[26] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.

2 Скабалланович М. Цит. соч. С. 247-248.

[27] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.

[28] Скабалланович М. Цит. соч. С. 304-305.

2 В богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению.

[29] Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: …поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6», (последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеется Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накануне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: «Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморейского, поемые идеже несть Минеи, или на литии».

[30] «Лития» — значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени.

[31] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. С. 769.

1 Булгаков С.В. Указ. соч. С.770.

[32] Скабалланович М. Цит. соч. С. 163.

[33] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 114.

1 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. С. 707.

1 Руководство д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз.Е.В., 15.

См. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно служителя. - Киев, 1913, изд.3-е. С. 914 – 915.

1 Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, однако его краткие и сжатые выражения часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, делает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв (если литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные — рясы).

1 Тотчас.

1 Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.

1 В великие Господние (двунадесятые) праздники вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в будние дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в будние дни, когда выпадает Богородичный праздник или праздник святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю неделю Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

1 Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец — за амвоном.

1 Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено «Приношение о усопших», то есть не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двуна десятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы об усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и так далее. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе «Яко Ты еси Воскресение…», где они поминаются подряд.

1 Дориносима чинми — носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов.

1 По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.

1 Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикосновение ее краями к краям дискоса символически выражает удивление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхаристии.

[34] С умилением, молимся, умиляемся.

1 Причастен, или каноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.

1 То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

1 Прости — прямо стоя, с благоговением.

1 Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.

1 Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: