Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль — христианская Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектении или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя.
На пасхальной утрени и на утрени в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещения, храмовой или св. великомученика Георгия (23 апреля).
|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ЦЕРКОВНОму УСТАВУ
N п/п | Вопросы | Ответы |
1. | Есть ли праздник без предпразднства, а только лишь с одним попразднством? | Да. Преполовение. |
2. | Есть ли праздник только лишь с одним предпразднством? | Да. Происхождение Честных Древ. |
3. | Когда читаются на утрени два Евангелия? | В праздник Благовещения, если он случится в Великую Субботу, читается одно Евангелие Благовещению пред каноном, а другое — после Великого славословия. |
4. | Читаются ли на Литургии два Евангелия и один Апостол? | Да. В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице. |
5. | Когда поется вечерня без прокимна? | В Великую Субботу. |
6. | Есть ли такой двунадесятый праздник, служба которого отправляется прежде самого праздника и какой этот праздник? | Да. Если Сретение Господне приходится на понедельник первой недели Великого поста, то служба (праздника) оному должна быть отправляема в Воскресенье сыропустное. |
7. | Читаются ли паремии на вечерне при бесполиелейной службе? | Да. В течение всей Четыредесятницы и на Преполовение. |
8. | Поется ли полиелей без паремий? | Нет. |
9. | Бывает ли на малой вечерне чтение паремий? | Да. На Сретение Господне, если оно придется в субботу сыропустную, бывает чтение одной паремии дня на малой вечерне, а праздника чтения на великой вечерне. |
10. | В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются Антифоны? | В праздник Сретения Господня. |
11. | Поется ли на днях седмицы, кроме Пятидесятницы, «Воскресение Христово видевше»? | Да. На Воздвижение Честнаго Креста Господня (в какой бы день он ни случился) и в Лазареву субботу. |
12. | Поются ли две катавасии в день воскресный? | Да. На Успение Богоматери, если придется в воскресенье. |
13. | Когда поются задостойники по содержанию не Богородице? | В неделю Ваий и в Великий Четверток. |
14. | Поется ли молебен без Евангелия? | Да. В пятницу первой недели Великого поста, в день памяти св. Феодора Тирона. |
15. | О каком празднике в Уставе сказано, что стихиры отдания оного положено вычитывать прежде этого праздника? | О празднике Благовещения. Если он придется на Страстной Седмице, то стихиры отдания его вычитываются на шестой седмице. |
16. | Когда после Апостола на Литургии не поется «Аллилуиа»? | В Великую Субботу. |
17. | Когда после Литургии сейчас же бывает благословение хлебов и вина? | В Великую Субботу по заамвонной молитве. |
18. | Когда после Литургии сейчас же бывает вечерня?. | В восьмую неделю по Пасхе (в неделю Пятидесятницы) |
19. | Когда вечерня бывает без стиховных стихир? | Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией». И в навечерии Рождества Христова и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье. |
20. | Когда на утрени не произносится «Сугубая ектения»? | В седмичные дни Великого поста, кроме суббот. |
21. | Когда на второй день Пасхи на утрени читается Евангелие? | Если Благовещение или праздник святого великомученика Георгия выпадает на второй день Пасхи. |
22. | Когда Литургия Иоанна Златоуста соединяется с вечерней? | В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений. |
23. | Когда Литургия Василия Великого соединяется с вечерней? | Навечерие Рождества Христова (6 января), Крещение Господне (18 января), в Великий Четверг и в Великую Субботу. |
24. | Когда на Литургии не поется «Иже Херувимы»? | В Великий Четверг,Великую Субботу и на Преждеосвященных Литургиях. |
Богослужебный Апостол
|
|
Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла;
г) Апокалипсис (в некоторых изданиях).
Следованная Псалтирь
Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев.[35]
Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)
При пении догматика открываются Царские врата | Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник). |
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» | Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами. |
Чтение первого часа. | Лампады тушатся. |
[1] По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому первый час по восточному счислению соответствует нашему седьмому часу.
[2] Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.
[3] Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые — после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.
|
|
Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, память которого совершается в день службы.
[4] Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках, припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями.
[5] Творения св. Василия Великого. К Амфилохию о Духе Святом, 29,73.
[6] См. Петровский А. Богословская энциклопедия П.П. Лопухина. Т. 3. — СПб., 1902. С. 332-340.
[7] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 94.
2 М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913. Выпуск II. С. 71.
3 Цитированное сочинение. С. 97.
[8] Сначала священник целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.
2 Прокимны, называемые великими, заключают в себе не один, а три стиха; вследствие чего поются они продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.
1 См. Типикон, 7 глава; С.В.Булгаков. Настольная книга... — Харьков, 1900. С. 759 – 761.
[9] Петровский А. Богословская энциклопедия. Т. III. — СПб., 1902. С. 335.
2 Цитир. соч. С. 99.
[10] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 104.
[11] Цит. соч. С. 108.
[12] См. К. Никольский. С. 210.
[13] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 108.
[14] Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная неделя, дни недели Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых и др.
[15] Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 123.
[16] См. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. — Харьков, 1900. С. 778.
[17] Когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.).
|
|
[18] В дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».
1 После кафизм Устав предписывает «чтение во Евангелии толковом» (см. Типикон, 2, 3, 4, 9 и другие главы). Порядок совершения этого чтения и наименования книг, содержащих необходимый текст, указываются в десятой главе Типикона. На практике эти чтения опускаются.
2 Седален есть текст, следующий за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться.
[19] После третьей песни малой ектении и седальна Устав предписывает чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после шестой песни, малой ектении и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (XIV век). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.
[20] Вениамин, архиеп. Цит. соч. С. 128.
[21] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 128-129.
[22] Вениамин, арх. Цит. соч. С. 129.
[23] Скабалланович М. Цит. соч. С.217.
[24] Труды Киевской духовной академии, 1909, май. С. 547.
[25] Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.
[26] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.
2 Скабалланович М. Цит. соч. С. 247-248.
[27] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.
[28] Скабалланович М. Цит. соч. С. 304-305.
2 В богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению.
[29] Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: …поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6», (последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеется Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накануне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: «Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморейского, поемые идеже несть Минеи, или на литии».
[30] «Лития» — значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени.
[31] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. С. 769.
1 Булгаков С.В. Указ. соч. С.770.
[32] Скабалланович М. Цит. соч. С. 163.
[33] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 114.
1 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. С. 707.
1 Руководство д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз.Е.В., 15.
См. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно служителя. - Киев, 1913, изд.3-е. С. 914 – 915.
1 Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, однако его краткие и сжатые выражения часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.
По сложившейся практике, приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, делает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв (если литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные — рясы).
1 Тотчас.
1 Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.
1 В великие Господние (двунадесятые) праздники вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в будние дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в будние дни, когда выпадает Богородичный праздник или праздник святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).
Праздничные антифоны поются во всю неделю Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.
1 Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец — за амвоном.
1 Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено «Приношение о усопших», то есть не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двуна десятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы об усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и так далее. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе «Яко Ты еси Воскресение…», где они поминаются подряд.
1 Дориносима чинми — носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов.
1 По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.
1 Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикосновение ее краями к краям дискоса символически выражает удивление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхаристии.
[34] С умилением, молимся, умиляемся.
1 Причастен, или каноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.
1 То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы.
1 Прости — прямо стоя, с благоговением.
1 Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.
1 Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.