Тема. Современный урок музыки, его типы и структура

Основной формой организации музыкально-воспитательного процесса является урок. Для современного урока музыки характерна целостная гибкая структура с разнообразием художественных образов, видов музыкальной деятельности и эмоционально-смысловой драматургией. Урок выстраивается как цепочка взаимосвязанных художественно-коммуникативных ситуаций. В центре каждой ситуации общение с музыкальным произведением или создание «своей» музыки. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяется следующая типология урока:

- уроки введения в тему;

- уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;

- уроки обобщения темы;

- уроки контроля усвоения темы.

Каждый тип урока может быть воплощен в различные формы:

- проблемные и творческие уроки, уроки-исследования и игры;

- уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-загадки, уроки-турниры, уроки-экскурсии, путешествия, ярмарки, сказки и т.п.;

- монографические, интегрированные уроки, панорамные уроки.

Важно, чтобы каждый урок не только направлялся на раскрытие темы четверти или ее элементов, но имел свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока-спектакля, имеющего сюжет, ролевой план и нравственно-эстетическую кульминацию.

Современный урок музыки строится не путем сопоставления самостоятельных видов деятельности, а по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, контраста и сходства художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением осуществляется во взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности. Ключевые знания усваиваются в процессе урока на контрастных музыкальных образах и в различных видах музыкальной деятельности. Тем самым обеспечивается методика так называемого "быстрого ведения урока", когда решение одной учебной задачи переносится в работу над другими (контрастными или аналогичными) художественными произведениями. При этом целостность урока создается не только его темой, связью с предыдущими и последующими уроками, но обязательной постановкой учителем художественной сверхзадачи, требующей рождения личностного, творческого отношения учителя и детей к искусству и жизни, т.е. нравственно-эстетической интерпретации содержания урока.

Большое значение имеет ассоциативно-художественная атмосфера, которая создает нужный психологический настрой, будит фантазию, воображение детей, создает условия для активизации слуха посредством включения в деятельность всех органов чувств ребенка. Создавать такую атмосферу на уроке помогают широкие связи с другими искусствами, исполнительское мастерство и артистизм учителя.

План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:

- тема урока (по программе);

- формулировка цели урока: чего надо добиться в пении, слушании, нотной грамоте, понимании музыкальных закономерностей и др.

План урока, будучи учительским документом, содержит следующие элементы:

- разработку содержания урока: перечень его этапов с примерной дозировкой времени;

- описание его хода, заключающееся в кратком раскрытии того, как предполагается реализовать каждый из элементов урока.

План – это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения музыкальных произведений, перечень задач, упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания: например, просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал и т.п. Уместно зафиксировать здесь и основные положения рассказ учителя.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя.

Выбирать, что писать, - план или конспект – дело учителя. Начинающим учителям

следовало бы поначалу писать конспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: