Тема. Общедидактические и специфические принципы в музыкальном воспитании

Методологические подходы обеспечиваются системой методологических принципов. Их сущность раскрывается в следующем:

1. Принцип культуросообразности. Природа этого принципа исходит из понимания единства (взаимосвязи и взаимозависимости) искусства, художественного образования и культуры. Культура является внутренней смысло- и формообразующей доминантой душевного и духовного мира человека. Художественное образование при этом, выступает одним из механизмов целостности социо-культурного роста человека. Как культурный процесс оно функционально связано с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, с допустимыми и недопустимыми принципами и формами их взаимодействия, с повышением уровня их социальной интегрированности, с организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ, в созидании и разрушении культурных норм.

Принцип культуросообразности предполагает:

- максимальное использование в образовательном процессе культуры нации, страны, региона, на ее основе развитие индивидуальных способностей и позитивной национально-культурной идентификации;

- учет динамики изменения художественной культуры в контексте развития мировой культуры;

- освоение не только предметного содержания учебных дисциплин образовательной области «Искусство», но и понимание их общекультурного значения, осмысле6ние общечеловеческих ценностей.

Наполненная органичной целостностью культуры, образовательная область «Искусство» выступает как основа единства художественного образования, искусства и культуры. Принцип культуросообразности, является реальным методологическим регулятивом педагогического знания и ценностным императивом педагогического действия.

2. Принцип культуротворчества предполагает:

направленностьзнаний-ценностей на развитие способности учащегося к социальному конструированию;

включение процесса и результата художественно-творческой деятельности ученика, группы учеников класса в социокультурный контекст;

рассматривание учащегося как субъекта социо-культурного действия.

Опираясь на принцип культуротворчества,художественно-образовательная деятельность школьника рассматривается как способ проникновения его идеей своей сопричастности к миру и определения своего отношения к нему, осмысление значимости существования себя и своей деятельности в историко-культурном процессе.

3. Принцип инвариантности художественного образования подразумевает его обязательность в системе общего образования личности. Это обосновывается тем, что искусство исторически включено в целостную систему общественного сознания, куда входят наука, религия, философия, мораль политика и право. Оно выступает в качестве средства общения между членами одного социума, между поколениями, между народами и представителями различных культур. Представляя собой, образный язык культуры, искусство позволяет не только «опредмечивать» и транслировать ее ценностно-смысловое ядро, но и осуществлять «распредмечивание» и присвоение генеральных ценностей.

В художественно-творческой деятельности школьников доминирует роль эмоциональных факторов. Их основой являются переживание и впечатления человека. Именно они выступают в качестве первоосновы формирования его духовного опыта и подлежат трансляции посредством и через искусство в любом обществе, в любой культуре.

Принцип инвариантности позволяет дифференцировать задачи науки и искусства в общем образовании школьников.

4. Принцип единства национального сознания и национально своеобразной художественно-педагогической деятельности предусматривает, что активность педагога, может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия учащихся, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития. Этот принциппозволяет усилить комплексность целеполагания, сформировать целостный национальный образ мира своего народа, содействовать воспитанию патриотизма, развитию ощущения «духовной оседлости», нравственной самодисциплины и социальности.

5. Принцип дополнительности определяет значимость и роль художественно творческой деятельности школьников, ее функции в целостном развитии личности.

Объективная реальность, которую представляет культура, осваивается через поток двух принципиально разных, взаимоисключающих типов информации, которая воспринимается человеком на разных уровнях: рациональном и чувственном. К первому типу информации, относится информация, которая принимается, осваивается, храниться и транслируется на абстрактно-логическом языке понятий. Это так называемый язык науки, которым описываются объективные законы бытия, формы его конкретного существования. Эта информация усваивается и обрабатывается на рациональном уровне, т. е. на уровне сознания.

Второй тип информации транслируется через образно-модельный язык художественно-идеологической культуры. Ее содержание касается ценностных смыслов культурных реалий, субъективности отношений к окружающему миру. Усвоение информации в отличие от первого типа происходит на чувственном уровне, базой для которого является психика человека.

Два типа информации позволяют представить человеку целостную картину мира и формы его существования. Соответственно, два языка культуры являются способом формирования личности, фактором ее культурного развития. Отсутствие для человека одного из этих типов информации нарушает целостность его восприятия и познания мира, а, следовательно, и целостность развития самого человека как личности.

Для достижения устойчивой гармонии рационального и эмоционального уровней восприятия информации необходимо одновременное или дополнительное включение в работу логического и образного типов мышления, взаимодополняющая деятельность обоих полушарий головного мозга.

Выстроенный по принципу дополнительности образовательный процесс обеспечивает переход информации из сознания в подсознания и наоборот. Это способствует ее активному осознанию и присвоению. Механизм взаимодействия научного поиска и творческого воображения в структуре самого мышления, обогащает познание личности, приводит к озарению и генерации идей.

6. Принцип целостности предполагает триединство развития ребенка: эстетическое – художественное - творческое, которое соответствует способам освоения мира через искусство и художественно-творческую деятельность. Эта триада находится во взаимосвязи с триадой прошлое – настоящее – будущее, которая также целостно охватывает бытие мира и человека в нем. Принципа целостности требует:

поэтапности формирования взгляда на мир и человеческий опыт с учетом последовательного развития образного и логического мышления, навыков решения проблем, необходимых для приобретения нового опыта, успеха в жизни и работе;

организации процесса формирования личности, предполагающей: воспитание духовности, развитие эстетического отношения к реальному миру, художественных и творческих способностей, языковой культуры, умения входить в художественную культуру и жить в ней;

акцентации на глобальном и универсальном, понимании их взаимосвязи с местным и частным, осознании роли общего, частного и особенного;

установления взаимосвязи между средствами достижения конечного результата и желаемым конечным результатом.

организации целостного процесса осмысленного освоения основополагающих знаний об искусстве, его природе и ценностях передаваемых им.

7. Принцип интеграции характеризуется:

- рассматриванием художественных и жизненных явлений с различных точек зрения на примере различных видов искусства;

- взглядом на другие искусства с точки зрения одного из искусств;

- умением применять знания из различных областей в решении конкретной художественно-творческой и культуротворческой задачах;

- особым способом работы с детьми, предполагающим взаимосвязь воспитания эстетических эмоций, нравственно-культурной мотивации, развития художественно-творческого мышления и художественной практики школьника;

- методикой управления художественно-образовательными и художественно-педагогическими процессами, основанной на законах развития культуры, искусства и человека в их органической взаимосвязи и взаимообусловленности;

- синхронизацией генеральной цели и перспективных задач учебных предметов образовательной области «Искусство»;

- осуществлением взаимосвязи видов искусства, художественно-творческой деятельности, обоснованных логикой их природы и целями образования.

Интеграция понимается как обобщенная глубинная сущность ряда явлений и как новое их качество, которое в отдельных явлениях не содержится и, прежде всего, как методологическая основа, отражающая преломление всеобщих законов культуры, в общих законах искусства и художественно-творческой деятельности. Опора на принцип интеграции создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В результате использования принципа интеграции усиливается воздействие искусств на человека. При этом происходит инициация процессов воображения и фантазии, активизируются образные и творческие потенции школьника. Человек выходит на уровень художественных ассоциаций, обобщений и предпочтений. Эти факторы способствуют логическому переходу школьника на иной уровень деятельности – творческий.

Принцип полихудожественного развития. Этот принцип исходит из полихудожественности интересов ребенка его стремления к поэтапному контакту с различными видами и жанрами искусства, художественными техниками и технологиями. Предпочтение, которое отдает ребенок тому или иному искусству, материалам, технологиям, жанрам и сюжетам, определяется законами его сенситивных периодов развития. Все это определяет место и время конкретного искусства в жизнедеятельности ребенка. Художественное образование школьника, построенное с опорой на принцип полихудожественного развития, позволит ему от одного возрастного этапа к другому находиться в единстве с многообразием художественно-творческой деятельности, видов и жанров искусства.

Принцип креативности, который предполагает не только развитие художественно-творческих способностей учащегося, но и его готовность, открытость и высокую мотивацию создавать новый продукт, самостоятельно решать художественные и творческие задачи. Результатом использования принципа креативности является умение школьника находить выход из неординарных ситуаций, совершать самостоятельный выбор, принимать решения и быть ответственным за них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: