Правовые основы межбюджетного регулирования (выравнивание уровня бюджетной обеспеченности)

В последние годы наиболее актуальной проблемой в области государственных финансов является проблема реформирования межбюджетных отношений с учетом принципа бюджетного федерализма. При этом происходит процесс формирования правовой базы межбюджетных отношений. В научной литературе высказано мнение о выделении в системе бюджетного права правового института, регулирующего межбюджетные отношения.

Федеральное законодательство, регулировавшее бюджетные отношения до принятия Бюджетного кодекса РФ, состояло из законов, закрепляющих наиболее существенные положения бюджетных отношений в РФ. Формирование полноценного законодательства требовало разработки специальных законов, которые бы конкретизировали нормы рамочных законов. В отсутствие соответствующих федеральных правовых норм многие субъекты РФ шли по пути разработки и принятия собственных нормативных правовых актов, в том числе в отдельных субъектах РФ действовали "специальные" законы, регулирующие бюджетные отношения между субъектом РФ и муниципальными образованиями (Владимирская область, Псковская область, Свердловская область и др.).

Бюджетный Кодекс (БК) РФ содержит ряд важных положений, касающихся отношений, возникающих между субъектами РФ и муниципальными образования в ходе осуществления бюджетной деятельности (ст. 8, 48, 58, 85, 86, 87, 130, 139, 140 БК РФ). Принятие БК РФ вызвало процесс реформирования бюджетного законодательства субъектов РФ. В настоящее время нормы, регулирующие межбюджетные отношения, содержатся в следующих региональных законах: 1) приблизительно 50 % субъектов РФ в региональные законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе включили специальные главы о межбюджетных отношениях; 2) в отдельных субъектах РФ приняты специальные законы, регулирующие межбюджетные отношения (Владимирская область, Тульская область, Иркутская область и др.); 3) во всех субъектах РФ соответствующие нормы включены в законы о бюджете субъекта РФ на очередной год; 4) в отдельных субъектах РФ нормы о межбюджетных отношениях включены в законы о финансовых основах местного самоуправления (Пензенская область, Краснодарский край и др.).

Анализируя содержание норм регионального законодательства, можно сделать следующие выводы: 1) о нестабильности правового регулирования межбюджетных отношений; 2) о несистематизированности бюджетного законодательства субъектов; 3) о неполном законодательном регулировании межбюджетных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: