Связь языкознания с другими науками

Языкознание связано с социальными науками:

1)с историей, поскольку история языка является частью истории народа.Данные истории обеспеч

-историческое рассм изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении истор проблем, как происхожд-е народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами

2)с археологией, которая, изучает историю по вещественным источникам Языкознание соприкасается с этнографией приизучении диалектного

3)Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, Это-этнолингвистика. Язык в этом случае рассм как выражение представлений народа о мире. Языкозн тесно

связано с литературовед-ем.Этот союз породил филологию. Языкозн связано психол-ей. Психологическое направл

изучает мыслит и др психол процессы и их отраж-е в речи, в категориях языка. В 20 в возникла психолингвистика.-Из естественных наук языкозн теснее соприкас с физиологией. 4)Языкознание связано с Антропологией.Интересы языковедов и антропологов совпадают при изуч вопроса о

происхождении речи.

Общественная сущ-ть языка.Двусторонняя связь языка и общества. Язык,есть средство,С помощью кот люди общаются,передают свои мысли и чувства.ыполнение языком коммун финкции делает его обществ явлением.Коммуникация имеет соц хар-р.Дело в том,что в процессе коммуникации участвуют говорящий и собеседник-ужеСоц ячейка.Т.обр. коммуник-я-соц процесс.Соотв и орудие(язык)явл соц явлением.Соц сущ-ть обнаруживается вонтогенезе и филогенезе.Язык возник в глубокой древности в условиях первобыт труда из потребности общения.Науке известно ок 40 случаев детей маугли,но возвр о общество,даже по прошествии неск лет,не могли овладеть речью.Камала и Амала.Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала) и 18-ти месяцев(Амала) были найденыв логове волков в 1920 году в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.

Язык присущ не просто индивиду, а человеку как члену общества, поскольку основное предназначение языка — служить средством общения между людьми.Связь языка и общества проявляется гл. обр. во влиянии общества на язык (схема «общество-"-язык»), а обусловленность присущего данному обществу «видения мира» языком (схема «язык -*- общество») выражена-слабее и подтверждается значительно меньшим числом фактов. Влияние общества на язык проявляется в разнообразных формах. Основные из них: связь происхождения языка с возникновением человеческого общества; социальная обусловленность развития языка;

социальное расслоение языка; социальные компоненты в структуре языковых единиц; сознательное воздействие общества, общественных институтов на языки и его функционирование.Происхождение языка в связи с возникновением общества. Существует множество теорий о происхождении языка (см.). В отечественной лингвистике наибольшее распространение имеет теория, согласно к-рой потребность людей в общении возникла в процессе труда. Совместный, коллективный труд не мог быть эффективным вне общения работающих людей. Коммуникативная функция и была, по-видимому, первой, характеризовавшей тот набор ещё примитивных знаков, к-рый служил языком первобытным людям. Дальнейшее развитие языка - накопление и усложнение словаря, формирование определённых способов изменения слов и их связи друг с другом (грамматики) - также в той или иной степени связано с различным этапами и формами развития общества.

Язык и мышление.Когнитивная ф-я языка:язык как орудие абстрак мышления. Проблема языка и мышления-одна из основных. Сознание -деят-ть гол мозга чел-ка.Она вкл 3 компонента-1)мышление,2)Воля,3)Эмоции. Мышление -это деят-ть гол мозга,сост в познании,отражении предметов и явлений.

Типы мышления: 1. практическое,2.Наглядно-образное,3.Абстрактное(логическое)1). Практическое проявл себя в способности совершать целенаправленные действия. 2) Нагл-образ отражает предметы и явления в форме конкр-чувственных образов.(форма этого мышле-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ). 3)Абстрактное-мышление обобщенными образами.его формы: понятие - отвлеченная,обобщенная мысль о предмете,-это мысль о классе однород предметов в их основных общих св-вах.Понятие-базовая форма абстрак мышл-я. Суждение -отражает предметы и явления в их связях и отношениях. Умозаключение -вывод из 2х суждений.(Большая посылка-все металлы проводят электрич),(Малая посылка:алюминий-металл).Суждение:алюминий провод элект-во. Абстрактное мылшение свойственно только человеку.форму абстрактного и нагядно-обр мышления представляют собой духовные мыслит процессы,поэтому нуждаются в материальном выражении.Такой субстанцией у абстрактного мыщления является знак. Функция языка быть орудием абстрактного мышления-когнитивная ф-я.

Язык как такое орудие образует с ним органическое единство,он формирует у чел-ка саму способность к абстрактному мышлению.(Глухонемые преобщаются к абстр мышлению только через овладение речью).В мыслит процессе выступает нагл-обр и абстрактное мышление.В соотв с этим,универсальная единица мысл-познав деят-ти чел-ка- КОНЦЕПТ – мыслительная единица,объед в себе логический и образный элементы.Изучением функций и структур концептов и проблем их связей занимается когнитивная лингвистика.

Основные функции языка.Общественные функции. Различают 3 универсальные ф-ции языка: - Коммуникативная. – Когнитивная. –Аккумулятивная. КОММУНИКАТИВНАЯ. Язык,есть средство,с помощью кот люди общаются,передают свои мысли и чувства,достигают взаимопонимания.Эта функция обобщения получила название коммуникативной функции.Её анализ подразделяется на: а)Знаковая природа языка.Знак-материальный предмет,обозн-й какой-то др предмет или явление,тем самым служит заместителем,представителем этого предмета.Языковые знаки-звуковые оболочки слов,др знаков.Предложение-это основная коммуникативная единица.(говорящй,собеседник-соц ячейка).Вот почему принято говорить о знаковых основах коммуникативных процессов.Паралингвистические знаки-это жесты,мимические движения,интонация.Они имеют нац-специализированный хар-р.Искусственные знак системы-азбука Морзе,хим знаки,матем знаки,логич знаки.Выполнение языком коммуникативной ф-ии делает его общественным явлением.Коммуникация имеет соц хар-р.Социальный хар-р единиц язык системы является непременным условием выполн языком коммуникативной ф-ии.КОГНИТИВНАЯ. АККУМУЛЯТИВНАЯ-это рпоизволная от когнитивной ф-ции.Посредством форм осуществляется мыслит-познав деят-ть людей и фиксируются результаты этой деят-ти,т.е.знания о мире:ПОНЯТИЕ-это знание об основных сущностных св-вах предметов и явлений,СУЖДЕНИЕ-знание об отношениях между реалиями,УМАЗАКЛ-Е дает человеку выводное значение.Полученные таким путем знания воплоч в значениях яз единиц:в слове,простом предложении и слож предложении.Тем самым яз единицы вкл в себя формы абстрактного мышления,несут в себе знание о мире и его реалиях. Классы и категории язе д воплощаются с своих значениях знания о классах и категориях реалий(части речи и др).ВСЁ это делает язык носителем знаний о мире,средством их фиксирования,накопления,хранения,упорядочения,систематиззации,классификации.В этом состоит аккумулятивная функция.Ребенок,преобщаясь к языку,преобщается к знаниям о мире.

Функции основны эл-тов языковой систему:фонемы,морфемы,слова,словосочетания и предложения. Функции фонемы:ПЕРЦЕПТИВНАЯ-функция фонемы доведения речи говорящего до восприним собесеьником.Собеседних воспринимает речь как последовательность зв.оболочек.СИГНИФИКАТИВНАЯ-функция разлечения зв.оболочек,слов и морфем,а через них различение значений этих единиц.(бор,бра,бар,брат).На их различие значений указывает нисходство звучания.А на различ зв оболочек-нисходство образующих их фонем.Эта ф-ция хар-ся как смыслоразличительная. Функции морфемы Словообразовательная и формообразующая. СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ-это аффиксы с помощью кот от производящей основы образуются новые,производные слова(бетон-бетонщик)ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ(словоизменения)-с их помощью образуются формы одного слова,т.е. с их помощью осущ. Склонение и спряжение.(стена-стены-стене-стеной).

Только словообразующие-префиксы,интерфиксы.Только формообраз-е-флексии,интерфиксы,нулевой аффикс.И ту и другую-суффиксы,постфиксы.(словообр:что-что-ТО.Формооб:учить-учитьСЯ)

Номинативная – связана со способностью отображать тот или иной момент действительности.

В слове лыжник морфем лыж- обозначает приспособления в виде полозий, позволяющие ходить по снегу, в морфема –ник - «лицо», человека. Номинативной ф- цией обладают многие, но не все русские морфемы.

Функкции слова. Номинативная- основая функция слова.Она состоит в назывании обозначений реалий,предметов. Функции словосочетания.

Функция составного наименноминативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

-строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная)

-словосочетание служит основным элементом текста через предложение формируется,воплощается и существуетСвойство слова-служить названием каждого из класса однородных предметов называют его ОБОБЩАЮЩЕЙ функцией.

Ования. Функции предложения.

Коммуникативная функция предложения. Слова и сло­восочетания при помощи определённых форм, интонации и по­рядка расположения образуют предложения.

Фонетика и фонология. Звук речи-это один из страктурных элементов этой системы.Это строй материал всякого языка.Звук речи представляет собой единство 3 сторон.1)Он производится,передается в возд среде по законам аккустики-это физико-аккустическое явление. 2)Он представляет собой физиологоческой работы оганов речи человека-это явление артикуляционно-физиологическое. 3)Он зв речи выполняет в языке опред функции- это функциональное явление. Единство всех звуков речи представ фон строй языка.Его изучением занимается ФОНЕТИКА.Она рассматривает зв речи как явление артикуляционно-физиологическое,изучая речевой аппарат,как физико-аккуст,рассматривая их производство.ФОНОЛОГИЯ-это раздел фонетики,изучающий Звуки речи как явление функциональное,изучает функции,выполняемые им.Звук речи-есть рузультат колебаний органов речи:голос.связок,губ,языка,маленького языка,передаваемых возд.средой.

Фонологические системы разных языков. Фон.система языка-состоит из определенного кол-ва фонем,опред образом соотнесенных друг с другом и правил их сочетаемости.ФС разных языков разлисаются:А)_по кол-ву фонем.Например в рус.язе-41,6 гласных.в англ-44/20,в немец-40/17,во франц-35/15,в абх-60/2.Б)По их качеству(по аккустич и артикуляционным признакам).Например

В рус -д,т-зубные,а в англ-альвеолярные.В)По дифференциальным признакам.Г)По составу вар-тов своих фонем.Д)Характером сильной и слабой позиций фонем. Принципы классификации гласных фонем. Они классифицируются по 3 параметрам. 1)По работе языка. 2)По участию губ в их образовании. 3)По участию в их образовании носовой полости.(1)По уч. Языка гласные хар-т по ряду и подъему.Различают: гласные переднего ряда(и,э),среднего(ы,а),заднего(у,о).По подъему различ:гласные верхнего ряда(и,ы,у),среднего(э,о),нижнего(а).(2)По участию губ-Лабиализованные(у,о),нелабиал-все остальные.(3_В совр русском языке нет носовых гласных(в древности-о,э).

Принципы классификации согласных фонем.По 4 параметрам. 1)По участию голосовых связок. 2)По способу образования. 3)По месту образования. 4)По наличию или отсутствию палатализации(смягчения).(1)На этом основании согл подразделяются на: сонорные(р,л,м,н,j), и шумные( глухие(с,т,п,к,ф,х,ц,ч,ш),звонкие(б,в,г,д,ж,з)(2)1)фрикативные или щелевые(в,ф,ж,ш,з,с,х,j)2)Смычно-взрывные(б,п,г,к,д,т).3)Смычно-проходные:а)носовые(м,н),б)боковые(л),в)вибранты(р).4)Аффрикаты(р).(2)По месту образования :А)Губные (губ-губ(б,п).губ-зуб(в,ф). Б)Язычные (-ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ:а)межзубные(dh,th),б)зубные(д,т,з,с,л,н,щ).в)альвеолярные(ж,ч,ш,р).СРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ(г~,к~,х~).ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ(г,к,х). В)Увулярные( во франц-R) Г)Фарингальные (в укр-г,в чешс-г,в нем-х).

Слово как номинативная единица языка.Слова знаменательные и служебные.Лексикология,разделы лексикологии. Центральное место среди элементов языковой состемы занимает СЛОВО.Звуки речи существует в составе слова,а граммат. единицы на базе слов.Словарный состав языка изучается научно-лингвистической дисциплиной-лексикологией.СЛОВО-самостоят значимая единица языка,обладающая номинативной функциец.Она состоит в назывании реалий окр мира.В зависимости от хар-ра обознач реалий веделяютслова: знаменательные -слова,назыв предметы,явления,их действия,св-ва,признаки.Они разделяются по частям речи,они служат частями речи в предложении. Служебные -образуют разного рода отношения между реалиями(только грам знач)Служебные слова:предлоги,послелоги,союзы,частицы.Союз указывает на причинно-следственные отношения между предметами.РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ:1.Ономасиология изучает закономерности называния словами предметов.2.Семасиология-лексическое знач слов,х изменение.3.Фразеология-устойчивые сочетания слов,фраз.единиы.4.Этимология-происхождение слов.5.Лексикография-прикладной раздел лексикологии-составление словарей. Природа языковых значений.Лексическое значение слова,его элементы.

Слово-двусторонняя единица языка.Это единство 2 элементов:значения и выражаемой его звуковой оболочки(яз знака)Значение слова-эта та информация,кот слово несёт в себе как единица языка.Лексическое и граматическое значени имеют отражательный характер,это результат деят-ти головного мозга.Специфика лексического значения связана с отражением в нем предметов и явлений окр мира.Оно имеет предметную напревленность.Каждому слову присуще свое лекс значение.Ядро лекс знач-понятие-это базовая форма абстрактного мышления.Зв оболочки слова-это та материальная основа,в кот.понятие формируется,воплощается и существуетСвойство слова-служить названием каждого из класса однородных предметов называют его ОБОБЩАЮЩЕЙ функцией.Внутренняя форма слова9его мотивирующее значение)Элемент лексического значения слова,отражающий признак,положенный в основу названия предмета называют МАТИВИТУЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ или внутренней формой слова.(пример-подснежник-просверливающий снег-снежная капля)Она определяется условиями жизни народа.(самолет-летающая лодка).

КОННОТАТИВНАЯ ОКРАСКА-оценочный элемент в лекс значении слова.Слово выражает отношение говорящего к нему.Этот элемент лежит в основе различения слов стилистически высоких и низких.

Многозначность слов.Лексико-сематнические варианты слов.Многозначные слова и омонимы,принцыпы их различения. Полисемия-это наличие у одного слова нескольких связанных между собой значений.В речи всегда реализуется только 1 значение,это достигается благодаря контексту(-это лекс окружение многозначного слова в речи,предающее ему необходимую однозначность).Семантическое обогащение-пополнение этой сферы новыми словами-семантическими неологизмами(спутник-лекс неолог).Лексическое обогащение-пополнение слов состава новыми словами-лексич неологизмами.оно осущ 2 путями:1)Словообразование.2)Заимствование иноязычных слов.способы словообразования:-Морфол-огический,-Морфолого-синтаксический,-Лексикосинтаксический,-Лексико-семантический-для него характерно образование из одного слова нескольких слов-омонимов в результате распада полисемии.Дело в том,что различные лекс знач многозначных члов обычно связаны между собой по смыслу.При утрате этой связи носителями языка,то эти значения преврящаются в самост слова-омонимы(пример-коса).

Назовите основные семьи языков,перечислите группы индоевропейской семьи языков.

1.Индоевропейская,2.Семито-хамитские.3.Кавказская.4.Самодийская.Алтайские:5.Тюркская.6.Монгольская.7.Тунгусо-манчжурская.8.Китайско-тибетская.9.Дравидская.10.Австроазиатская.11.Малайско-полинезийская.12.Палеозиатская. Отдельные языки народов Евразии,

не входящие ни в какие группы

1) Японский;2) Корейский;3) Айнский;

4) Бакский (Испания).Мертвые:5) Шумерский;

6) Урартский;7) Эламский;8) Хаттский.Группы индоевропейской семьи:1Индийская,2.Иранская.3Славянская.4.Балтийская.5.Германская.6.Романская.7.Кельтсакая.8.Греческая.9.Албанская.10.Армянская.11.Хетто-лувийская.

Назовите и охарактеризуйте языки славянской группы индоеврп семьи.. Славянская группа
Славянские языки сформировались на основе одного общего языка,
распад которого относится к середине I тыс. н.э.
1) Восточная подгруппа: русский, украинский, белорусский;
2) Южная подгруппа: болгарский, македонский, сербскохорватский (у сербов письмо на основе русского алфавита, у хорватов - на основе латинского).
Мертвые:
3) Старославянский (древнецерковнославянский или церковнославянский).
4) Западная подгруппа: чешский, словацкий, польский, кашубский, серболужицкий (имеет два наречия - верхнелужицкое и нижнелужицкое).
Мертвые:
5) Полабский - был распространен на берегах р. Лабы (Эльбы) до XVII в.

Назовите языки германской и романской групп. 5. Германская группа
Включает в себя 3 подгруппы: северную, западную и восточную (мертвая) 1) Северная (скандинавская) подгруппа: датский, шведский, норвежский, исландский, фаррёрский;
2) Западногерманская подгруппа: английский, голландский*, фламандский, немецкий (сложился в XVI в.), идиш (новоеврейский). Романская группа 1) Французский, итальянский, сардинский (сардский), испанский, каталанский, португальский, румынский, молдавский, ретороманский - государственный язык Швейцарии, креольский - скрещенный с французским язык о. Гаити.
Мертвые:
2) Средневековая вульгарная латынь -народно-латинские говоры раннего средневековья, которые при скрещивании с языками римских провинций стали основой современных романских языков.

Языки индийской и иранской групп. 1. Индийская (индоарийская) группа
Включает старо-, средне- и новоиндийские языки.
Всего более 96 живых языков
1) Хиндустани - новоиндийский литературный язык. Имеет две разновидности: хинди (государственный язык Индии);
урду (государственный язык Пакистана).
Мертвые: 2) Ведийский - язык древнейших священных книг (Вед) ариев, которые вторглись в Индию в середине II тыс. до н.э.; санскрит - литературный язык древних индийцев с III в. до н.э. по VII в. н.э. Имеет две формы: эпический (язык "Махабхараты" и "Рамаяны") и классический (сложился в I тыс. н.э.). 2. Иранская группа 1) Персидский (фарси), пушту (афганский) - государственный язык Афганистана, таджикский, курдский, осетинский, памирские - бесписьменные языки Памира.
Мертвые:
2) Древнеперсидский - язык клинописных надписей эпохи Ахаменидов; авестийский - язык священной книги "Авеста", близок к санскриту; мидийский, парфянский, согдийский, хорезмийский, скифский, сакский.

Уральские языки(финно-угорской и самодий Финно-угорская языковая семья1. Угорская группа 1) Венгерский (мадьярский), мансийский, хантыйский; 2. Финская группа 1) Прибалтийская подгруппа: финский (суоми), саамский (лопарский), эстонский, карельский, ижорский, вепский, водский, ливский;
2) Пермская группа: коми-зырянский, коми-пермяцкий;
3) Волжская группа: удмуртский, марийский, мордовский (включает два самостоятельных языка - эрзя и мокша). V. Самодийская языковая семья 1) Ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский.

Назовите алтайские языки(тюркской,монгольской,тунгусо-манчжурской семей). Тюркская языковая семья 1) Булгарская группа: чувашский; мертвые - булгарский, хазарский;
2) Огузская группа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский;
Мертвые - огузский, печенежский;
3) Кыпчакская группа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский.
Мертвые - половецкий, печенежский, золотоордынский.
4) Карлукская группа: узбекский, уйгурский;
5) Восточно-хуннская группа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский.
Мертвые - орхонский, древнеуйгурский. Монгольская языковая семья 1) Монгольский, бурятский, калмыкский, могольский (Афганистан), монгорский (КНР), дахурский (Маньчжурия). Тунгусо-маньчжурская языковая семья 1) Тунгусская группа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский нанайский, удэйский,ульчский,орочский;
2) Маньчжурская группа: маньчжурский;
Мертвый - чжурженьский, сибо.

Основные языки юго-восточной Азии.Укажите,к каким языковым семьям они принадлежат. 1)китайско-тибетские:китайский,тибетский,бирманский,2)тайские:тайский,лаосский,вьетнамский,3)малайско-полинерийские:малайский(индонезийский),яванский,тагальский.

Назовите языки народов России,укажите к каким семьям и группам они относятся. Они относятся к 14 языковым семьям — индоевропейской, алтайской, уральской, юкагиро-чуванской, картвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской, сино-тибетской, семитской, эскимосско-алеутской, чукотско-камчатской, енисейской, австроазиатской, Из индоевропейских языков в России представлены славянская, иранская, германская, армянская, греческая, индоарийская, романская, балтийская и албанская ветви. Всего: 40 живых языков и 1 книжный.айнской; нивхский язык является изолированным.Русский язык — национальный;27 полуофициальных языков в регионах страныОсновные языки Русский Основные иностранные языки 15% населения владеют иностранными языками[1]Английский (80 % от населения, владеющего иностранными языками)Немецкий (16 %)Французский (4 %)Турецкий (2 %)

Место русского языка в генеологической и морфологической классификации языков. В генеологической классификации: Индоевропейская семья,Балто-славянская ветвь,Славянская группа,Восточнославянская подгруппа.в морфологической классификации:Аффиксирующие-флективные-синтетического строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: