Ценовая координация на рынке олигополии

Таким образом, рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

- тайные соглашения;

- молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);

- передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

Факторы, препятствующие ценовой координации:

- вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

- нестабильность отраслевого спроса;

- технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

- изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

- крайняя дифференциация продукции;

- частое изменение продукции;

- появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

Неценовая конкуренция

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

- усиление дифференциации продукции;

- рост качества обслуживания покупателей;

- качество и технические характеристики самого изделия;

- условия кредита;

- стиль и дизайн;

- долговременность использования и срок гарантии;

- реклама и стимулирование сбыта;

- расширение номенклатуры продукции.

Примеры решения задач


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: