Таким образом, рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.
Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
- тайные соглашения;
- молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
- передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.
Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.
Факторы, препятствующие ценовой координации:
- вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
|
|
- нестабильность отраслевого спроса;
- технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
- изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
- крайняя дифференциация продукции;
- частое изменение продукции;
- появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
Неценовая конкуренция
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.
Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
- усиление дифференциации продукции;
- рост качества обслуживания покупателей;
- качество и технические характеристики самого изделия;
- условия кредита;
- стиль и дизайн;
- долговременность использования и срок гарантии;
- реклама и стимулирование сбыта;
- расширение номенклатуры продукции.
Примеры решения задач