Социальная философия марксизма

Соц. учения имели широкую аудиторию, т.к. небуржуазные слои чувствовали себя некомфортно.Маркс и Энгельс не только теоретики, но и практические полит.деятели, стремившиеся реализовать свои идеи на практике путём создания полит. объединений рабочих. Преимущ. интерес - соц. жизнь человека; проблема природы вторична.

Сильные стороны марксизма

Попытка объяснить мир из самого себя(без опоры на мировой дух, Бога, объективную идею). Природа не зависит от Ч. и находится в пост.разв-ии, изменении, движении.

Общество и Ч. рассматриваются исторически. Такой подход – уже начало неклассич. фил-ния.

Выделили 2 вида связей людей в систему: 1)по воспроизводству чел. рода: род (ячейка общ-ва) – род.община – племя – народ – семья – нация 2)деятельность людей по производству, необходимому для жизненных благ. Маркс пытается воспроизвести процесс исторического изменения общества.

Формация – истор. этап разв-я общ-ва, целостный соц. организм, в основе которого определённый способ матер.пр-ва.

Матер.пр-во – первопричина соц. расслоения людей на группы, полит. и дух. жизнь общ-ва. Вводит понятия общ. бытия идеи.(порождение не только сущ-его уровня общественного бытия, но и его потребности)

Ч.- сущ-во деятельное и исторически изменчивое. Ч. становится Ч только в человеческом обществе. Социум и Ч. - полюсы одного магнита.

Общество – это не совокупность людей, а совокупность общественных отношений и связей. Этих отношений в обществе множество, из них есть главные(производственные отношения). Таким образом, можно сформулировать, что есть фундаментальные(базовые) и вторичные отношения. Теория общественно-экономических формаций – конкретный исторический тип общества, развивающийся по своим законам, с характерным для него базисом и надстройкой.

Слабые стороны марксизма

Марксизм переносит формы и стадии Европ.развития на все регионы и цивилизации.

Социализм по Марксу в Зап. Европе не осуществился, а в России был далек от идеала.

Экстраполяция (max перенос) эк. реальностей во второй половине19в в будущее оказалась неверной, т.к. капитализм оказался неспособен к изменению.

Маркс не увидел на уровне разв-я наук и Ч. связи культурно-исторического, цив-онногохар-ра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: