Познание, его уровни и формы

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек, группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность. Процесс познания во всех случаях носит активный характер.

Уровни познания:

1) Чувственное (эмпирическое) – познание мира с помощью органов чувств. Выделяют 3 формы чувственного познания: а) ощущения – только свойства предмета, предмет перед глазами, через органы чувств. б) восприятие – образ предмета, непосредственно перед глазами, через органы чувств (целостный образ). в) представление - образ предмета, который сохранен в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

• Результатом является наглядный образ предмета

• Не отделяет существенные признаки от несущественных

• Субъективно, т.к. органы чувств у всех разные

• Есть предметы и явления, которые с помощью чувств познать нельзя

• Присутствует у животных

• Является основой для рационального познания

2) Рациональное познание – познание мира с помощью мыслительных операций (сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение). Формы: а)понятие – мысль, с помощью которой можно выделить общие и отличительные черты. б) суждение – мысль, которая утверждает или отрицает ранее сложившееся представление. в) умозаключение – мысль, которая устанавливает логическую связь между суждениями.

Особенности:

• Опирается на результат чувственного познания

• Нет непосредственного воздействия предмета

• Можно изучать предметы, которые при чувственно познании изучить невозможно

• Результатом являются истинные знания о предмете

Формы(пути) познания:

1. Ненаучное познание: А) житейское (обыденное): основано на личном опыте и здравом смысле, достаточно консервативно, имеет своеобразный язык (горсточка). Б)народная мудрость: обобщает опыт поколений, выражено в виде загадок, пословиц и поговорок, достаточно противоречиво. В) художественное: результатом является художественный образ, достаточно субъективно, имеет эмоциональную окрашенность, действует язык символов(краски, звуки). Г)мифологическое: заменяет объяснение рассказом, служит для передачи культурных ценностей и жизненного опыта народа. Д) паранаука (астрология, хиромантия): проникает в неисследованное пространство, имеет дело не с фактами, а с выдвижением гипотез, уход от конкретных объяснений.

2. Научное познание – основная форма человеческого познания, которое выражается в виде мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности: объективность, доказанная практикой; имеет дело только с тем, что реально существует и может наблюдаться; носит системный характер: факт → гипотеза → закон → теория; подвергается постоянной проверке, т.е. открыта для рациональной критики; опирается на опыт предшественников; имеет свой научный язык; воспроизводимось полученных результатов.

3. Социальное познание: совпадает субъект и объект познания; роль субъективного фактора(связано с интересами отдельных людей и групп); общество – это сложный объект для изучения, т.к. в нем нет повторяющихся событий, а также действуют люди, наделенные волей; ограниченное использование таких методов, как наблюдение и эксперимент.

4. Самопознание – процесс постижения особенностей собственной личности (свих интересов, воли, способностей). Образ "я" – относительно устойчивые представления человека о самом себе, выраженные в словесной форме. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: