Расчет места якорной стоянки

При выборе места якорной стоянки командир корабля совместно со старшим помощником и штурманом должны учитывать следую­щие требования предъявляемые к месту якорной стоянки:

- подходы к точке отдачи якоря должны быть безопасными;

- величина свобод­ной акватории должна обеспечивать удобство размещения корабля во избежание посадки его на мель, камни, берег или навала на со­седние корабли в случае дрейфа или обрыва якорной цепи при силь­ном ветре или течении;

- место стоянки должно иметь надежную систему навигационного оборудования или естественные ориентиры для обнаружения дрейфа в темное и светлое время суток и быть по возможности защищенным от ветра и волны;

- качество грунта, рельеф дна и глубины должны обеспечивать надежность удержания корабля якорем;

- подводные лодки, кроме того, должны иметь запас глубины для покладки на грунт;

- удаление места якорной стоянки от берега пли навигационных опасностей должно быть таким, чтобы было достаточно места для маневрирования при съемке с якоря как в обычных условиях, так и при внезапном изменении гидрометеорологической или навигационной обстановки.

При выборе места якорной стоянки учитывается навигационная безопасность корабля.

Минимальная глубина Н, обеспечивающая навигационную безопасность якорной стоянки, с учетом осадки ко­рабля Т, высоты волны hв и дополнительного запаса воды под килем (2—3 м):

Н=Т+0,5hв+2.

В морях с приливами Н рассчитывается для малой воды.

Радиус круга R безопасной якорной стоянки рассчитывается по формуле:

R=Lяц + Lк + D Lяц + Mo

где Lяц — длина вытравленной якорь-цепи, м;

Lк — длина корабля, м;

DLяц — длина якорь-цепи, которая может быть вытравлена дополнительно при посвежении погоды, м;

Мо — предельная средняя квадратическая погрешность в оп­ределении места якорной точки, м.

Окружность радиусом R, имеющая центром место якоря, должна помещаться на чистом от опасностей участке акватории и не быть ближе к опасной изобате, чем 2R (рис.1).

Становиться на якорь в точках, глубина которых более 2/3 дли­ны якорной цепи, не рекомендуется. На неровном дне с резким изменением глубин якорь держит хуже, контроль за дрейфом по измеряемым глубинам затруднен.

Лучшими для якорной стоянки являются рейды, имеющие ровное дно, постепенно повышающееся в сторону берега или навигационной опасности.

Рис.1. Подход к якорному месту

Тогда в случае воз­никновения дрейфа корабль будет перемещаться с больших глубин на меньшие, а количество якорной цепи, лежащей на грунте, будет увеличивайся, повышая держащую силу якоря.

Качество грунта в районе постановки должно обеспечить недежную стоянку корабля на якоре.

Грунт по своим держащим свойствам подразделяется на:

- хороший (густой ил, ил с песком, мягкая глина, мелкий песок);

- средний (твёрдая глина, круппыи песок, мягкий ил, мелкий камень, ракушка с песком),

- плохой (крупный камень, плитняк, галька, ра­кушка).

После выбора якорного места командир корабля назначает длину якорной цепи, которую необходимо иметь на клюзе для обес­печения безопасности стоянки корабля.

Длина якорной цепи опре­деляется исходя из глубины места, качества грунта и условий по­годы. Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь представлена в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь

Глубина места, м Длина якорной цепи, м
10 — 20 50 — 60
20 — 30 60 — 80
30 — 40 80 — 100
40 — 60 100—120
60 — 80 120—140
80 —120 140—180

При усилении ветра до 7 баллов длину якорной цепи на глуби­нах до 50 м увеличивают вдвое, а на глубинах до 80 м—в полтора раза. Неправильный выбор места якорной стоянки, неточная поста­новка на якорь приводят к срыву корабля с якоря при усилении ветра или течения, возникновению опасности дрейфа, обрыву якор­ной цепи, потере якоря и выбросу корабля на мель.

Существует три способа постановки корабля на якорь:

- по спо­собности,

- по диспозиции;

- «все вдруг».

Постановка на якорь «По спо­собности»

заключается при одиночной стоянке корабля на рейде. Командир самостоятельно выбирает место якорной стоянки, сооб­разуясь с задачами корабля и обстановкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: