При выборе места якорной стоянки командир корабля совместно со старшим помощником и штурманом должны учитывать следующие требования предъявляемые к месту якорной стоянки:
- подходы к точке отдачи якоря должны быть безопасными;
- величина свободной акватории должна обеспечивать удобство размещения корабля во избежание посадки его на мель, камни, берег или навала на соседние корабли в случае дрейфа или обрыва якорной цепи при сильном ветре или течении;
- место стоянки должно иметь надежную систему навигационного оборудования или естественные ориентиры для обнаружения дрейфа в темное и светлое время суток и быть по возможности защищенным от ветра и волны;
- качество грунта, рельеф дна и глубины должны обеспечивать надежность удержания корабля якорем;
- подводные лодки, кроме того, должны иметь запас глубины для покладки на грунт;
- удаление места якорной стоянки от берега пли навигационных опасностей должно быть таким, чтобы было достаточно места для маневрирования при съемке с якоря как в обычных условиях, так и при внезапном изменении гидрометеорологической или навигационной обстановки.
|
|
При выборе места якорной стоянки учитывается навигационная безопасность корабля.
Минимальная глубина Н, обеспечивающая навигационную безопасность якорной стоянки, с учетом осадки корабля Т, высоты волны hв и дополнительного запаса воды под килем (2—3 м):
Н=Т+0,5hв+2.
В морях с приливами Н рассчитывается для малой воды.
Радиус круга R безопасной якорной стоянки рассчитывается по формуле:
R=Lяц + Lк + D Lяц + Mo
где Lяц — длина вытравленной якорь-цепи, м;
Lк — длина корабля, м;
DLяц — длина якорь-цепи, которая может быть вытравлена дополнительно при посвежении погоды, м;
Мо — предельная средняя квадратическая погрешность в определении места якорной точки, м.
Окружность радиусом R, имеющая центром место якоря, должна помещаться на чистом от опасностей участке акватории и не быть ближе к опасной изобате, чем 2R (рис.1).
Становиться на якорь в точках, глубина которых более 2/3 длины якорной цепи, не рекомендуется. На неровном дне с резким изменением глубин якорь держит хуже, контроль за дрейфом по измеряемым глубинам затруднен.
Лучшими для якорной стоянки являются рейды, имеющие ровное дно, постепенно повышающееся в сторону берега или навигационной опасности.
Рис.1. Подход к якорному месту
Тогда в случае возникновения дрейфа корабль будет перемещаться с больших глубин на меньшие, а количество якорной цепи, лежащей на грунте, будет увеличивайся, повышая держащую силу якоря.
Качество грунта в районе постановки должно обеспечить недежную стоянку корабля на якоре.
|
|
Грунт по своим держащим свойствам подразделяется на:
- хороший (густой ил, ил с песком, мягкая глина, мелкий песок);
- средний (твёрдая глина, круппыи песок, мягкий ил, мелкий камень, ракушка с песком),
- плохой (крупный камень, плитняк, галька, ракушка).
После выбора якорного места командир корабля назначает длину якорной цепи, которую необходимо иметь на клюзе для обеспечения безопасности стоянки корабля.
Длина якорной цепи определяется исходя из глубины места, качества грунта и условий погоды. Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь представлена в табл. 1.
Таблица 1
Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь
Глубина места, м | Длина якорной цепи, м |
10 — 20 | 50 — 60 |
20 — 30 | 60 — 80 |
30 — 40 | 80 — 100 |
40 — 60 | 100—120 |
60 — 80 | 120—140 |
80 —120 | 140—180 |
При усилении ветра до 7 баллов длину якорной цепи на глубинах до 50 м увеличивают вдвое, а на глубинах до 80 м—в полтора раза. Неправильный выбор места якорной стоянки, неточная постановка на якорь приводят к срыву корабля с якоря при усилении ветра или течения, возникновению опасности дрейфа, обрыву якорной цепи, потере якоря и выбросу корабля на мель.
Существует три способа постановки корабля на якорь:
- по способности,
- по диспозиции;
- «все вдруг».
Постановка на якорь «По способности»
заключается при одиночной стоянке корабля на рейде. Командир самостоятельно выбирает место якорной стоянки, сообразуясь с задачами корабля и обстановкой.