Лингвофилософская и грамматическая мысль в древней Греции

В древнегреческом языкознании различают два периода и, соответственно, две школы: 1) лингвофилософскую и 2) александрийскую школы

1) Лингвофилософское направление.

Первоначально проблемы языка входили в общий комплекс философских вопросов и поэтому решались умозрительно, без серьезной опоры на языковой материал.

Одна из основных проблем, которую ставили древнегреч-е ученые, -проблема появления первобытного языка. Как устроен язык, думали древнегреческие философы, по природе или по установлению (по договоренности), иными словами -как предметы получали имена: имеют ли слова естественное (природой заложенное) отношение к обозначаемым ими вещам или словесные знаки - это звуковые комплексы, никак не мотивированные теми вещами, которые они обозначают.

Например, Кратил, 5 век до н. э., (первый учитель Платона), считал, что каждое слово по природе соотносится с вещью, но эта связь может быть неочевидна и вскрыта только философом, способным разглядеть за внешней оболочкой явления его внутреннюю сущность (эта идея способствовала развитию науки этимологии).

В совр-х языках эта связь легко обнаруживается только для небольшой группы так называемых звукоподражательных слов (мычать, кукушка).

Платону (420—347 до н. э.) принадлежит диалог "Кратил", центр-е место в кот-м занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Кратила (сторонника правильности имён от природы) и Гермогена (проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа, не принимающего полностью ни одной точки зрения. Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребл-я имён по привычке и договору.

Платон открывает понятие внутренней формы (мотивированности) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова и качествами и свойствами вещей (лат. mel.- 'мед'- «приятно ласкает слух», русск. острый, резать, рубить - с «неприятным» [р]).

Демокрит (5 век до н. э.), Аристотель (4 век до н. э.) различали первичные слова, которые возникли естественным путем, и позднейшие слова, составленные искусственно.

Классификацию слов древнегреческие ученые проводят на логической основе. Платон делит слова на имя и глагол. Имена - это такие слова, о которых что-то утверждается. Глаголы - это слова, которые сами утверждают. По существу Платон дает определение логическим s и р.

Учение Платона развивает Аристотель, который выделяет три части речи: основные (имя и глагол) и вспомогательную — союз (то, что не входит в имя и глагол). Аристотель открыл категорию времени глагола, выделив нынешнее и прошедшее; развивает учение о трех родах (средний род ученый называет промежуточным, никаким). Аристотель заложил основы учения о предложении, стремился решить проблему соотношения суждения и предложения: суждения выражают только такие предложения, в которых что-то утверждается или отрицается.

В рамках философского направления работала школа стоиков (3 век до н. э., греч. Stoa - портик, крытая галерея, прилегающая к зданию, - место где была организована школа). Глава школы - Хрисипп.

Стоики выделяют пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль. Стоики положили начало современному учению о падежах, выделили категорию завершенности/незавершенности действия, различали формы действительного и страдательного залога, переходные и непереходные глаголы.

2) Александрийская школа (Дионисий Фракийский, Аристарх, Аполлоний Дискол).

В начале 3 века до н. э. по инициативе учеников Аристотеля в Александрии (Египет), бывшей тогда греческой колонией, была создана своеобразная «академия наук». Это было своего рода государственное учреждение под особым покровительством египетских царей. Важнейшей частью этого научного центра была Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 тысяч томов.

Возникновение александрийской грамматической школы было вызвано следующими практическими потребностями.

1) Тексты древнейших эпох, в частности записи поэм Гомера подверглись к тому времени сильным искажениям, и александрийские ученые стремились восстановить оригинальный текст отличать его от подделок. Восхищение великой литературой прошлого привело к тому, что древний язык стал считаться более совершенным и правильным, чем разговорный язык того времени. Такой подход привел к серьезной методологической ошибке: устная речь зависима от письменной. Не проводилось четкого противопоставления между звуками и буквами (грамматика=искусство письма).

2) Язык классических произведений с течением времени стал серьезно отличаться от современного (3-2 в. до н. э.). Поэтому появляются комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранней эпохи.

3) Древние греки вели захватнические войны, поэтому возникает потребность оградить греческий язык от влияния местных наречий, распространенных на территориях, захваченных древними греками. Греки стремились навязать свой язык, для этого нужно его хорошо знать и обучать местное население.

Серьезный импульс развитию грамматической теории дал спор между аналогистами и аномалистами о том, насколько закономерны, системны явления языка. Аномалисты (ими были, например, стоики) считали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии (омонимия, синонимия: несоразмерность формы и значения), супплетивизм.

Александрийцы, будучи аналогистами, искали в языке регулярные, правильные формы, ввели в науку понятие образца - парадигмы, по сути, предвосхитили системный подход к языку.

Дионисий выделяет 8 частей речи:

1) имя - склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь бестелесную;

2) глагол - беспадежная часть речи, которая может принимать времена, лица, числа, выражает действие или страдание;

3) артикль - падежная часть речи, которая стоит перед и после склоняемых имен;

4) предлог - часть речи, стоящая пред всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения;

5)наречие - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе;

6) причастие - слово причастное к особенностям глаголов и имен;

7) местоимение - слово, употребляемое вместо имен.

8) союз;

Детализация частей речи - несомненная заслуга александрийцев.

Языкознание в Древнем Риме (Варрон (1 в. н. э.), Донат (94 в. н. э.), Присциан (6 в. н.э.).)

Римские ученые развивали основные положения александрийской школы на почве латинского языка. Значение римского языкознания определяется не теоретическими достижениями, а той важной практической ролью, которую играла классическая латынь в то время.

Римские аристократы заимствовали многое из греческой культуры и системы образования. Их дети учились говорить, читать и писать не только по латыни, но и по-гречески, нередко завершали образование в крупных греческих центрах.

Сходство грамматики греческого и латинского языков утвердило мнение, что грамматические категории универсальны. Известны грамматики Доната (4 в.) и Присциана (6 в., в 18 книгах), которые описывали не современный язык (уже начинающий разделяться на современные романские), а классическую латынь (язык Цицерона и Вергилия) 1 в. до н. э. Грамматика Элия Доната более тысячи лет служила основным учебником латыни в Европе.

Поле падения Рима в 476 г. греко-римское языкознание еще продолжает свое существование в ряде центров, в частности, в Константинополе. Оно канонизируется в Европе и вплоть до 19 века оказывает определяющее влияние на европейскую науку о языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: