Синхронные методы изучения языка (изучение языка на одном историческом этапе его развития).
Собственно описательный метод. Простейший и самый древний.
* прием наблюдения – последовательное восприятие фактов языка и их планомерное описание в том виде, в котором они даны непосредственно наблюдателю.
Например, изучение в русском языке формы повелительного наклонения при обращении к 1 лицу:
«Девичья песня»
Не тревожь ты себя, не тревожь,
Обо мне ничего не загадывай,
И когда по деревне идешь,
На окошко мое не поглядывай.
Выписываем факты повелительного наклонения с последующей трактовкой и обобщением. Сопоставляя с другими формами, видим, что искомая форма совпадает с основой настоящего времени: тревожь→тревож- у.
Всегда ли это бывает?
Зря записок ты мне не пиши,
Фотографий своих не раздаривай.
Голубые глаза хороши,
Только мне полюбилися карие.
Пиш- и →пиш- у. Далее выделяем закономерности совпадения основ у глаголов. Но, помимо приема наблюдения, мы пользовались
приемом сравнения;
приемом вмешательства;
приемом лингвистического эксперимента.
Исследователь может создать для себя условия, в которых он находит нужные формы, может изменять текст, преобразовывать его в нужном направлении, использовать также
прием элиминирования (отбрасывания):
Между тучами и морем (обст. связь места)
Гордо реет (обст. связь) буревестник (предик. связь)
Черной молнии подобный (обст. связь);
прием субституции (подстановки); трансформации.
Метод/прием структурного описания.
Разница: описательный метод берет единицы языка и устанавливает отношения; структурный метод за основу исследования принимает отношения и характеризует единицы; значит структурные методы появились позже. Это:
* анализ по непосредственно составляющим;
* трансформационный анализ.