Классификация методов исследования систем управления.
Социально-экономическое экспериментирование.
Методы формализованного представления систем управления.
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.
Классификация методов исследования систем управления.
Тема 3. Методы проведения исследований систем управления.
Формы организации исследований.
Проведение исследования СУ требует соответствующей организации. Термин «организация» имеет различное толкование в зависимости от того, какой смысл закладывается в это понятие.
Основные возможные формы организации процесса исследования.
1. Специализированная форма первой стороны.
2. Всеобщая форма первой стороны.
3. Консультационная форма второй стороны.
4. Специализированная форма второй стороны.
5. Комбинированная форма первой и второй сторон.
6. Специализированная форма третьей стороны.
Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам.
1. Философский подход.
2. Сложность.
3. Охват явлений.
4. Области применения.
5. Точность результатов использования.
6. Структура.
7. Содержание.
9. Направления использования.
10. Отношение к теории и эмпирике.
11. Отношение к источнику получения информации.
12. Охват научного инструментария.
13. Отношение к науке и особенностям управления.
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Независимо от классификации методов исследования СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике.
Классификация по Игнатьевой:
Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов.
Вторая группа — методы формализованного представления систем управления,.
К третьей группе относятся комплексированные методы.
Результативность исследований СУ во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ.
Дадим краткий обзор экспертных методов.
Концепция мозговой атаки известна также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГЦ).
В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая — старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.
Методы типа «сценариев». С ценарием называют любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.
Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью.
Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и особенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса (разные виды анкетирования, интервью), подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, различные виды упорядочения и т.д.), методы обработки результатов опроса, требования к экспертам и формированию экспертных групп, вопросы тренировки экспертов, оценки их компетентности (при обработке оценок вводятся и учитываются коэффициенты компетентности экспертов, достоверности их мнений), методики организации экспертных опросов. Выбор форм и методов проведения экспертных опросов, подходов к обработке результатов опроса и т.д. зависит от конкретной задачи и условий проведения экспертизы. Однако существуют некоторые общие проблемы, которые нужно помнить специалисту по системному анализу. Остановимся на них подробнее.
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется
Методы типа «Делъфи». Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов.
В общем случае метод «Дельфи» направлен на рациональную организацию и создание таких условий для работы экспертов, которые бы обеспечивали согласованную оценку экспертной группы путем независимого опроса каждого из экспертов в несколько туров с последующим сообщением им результатов предыдущего тура. В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, в основе которых также лежат экспертные оценки.
Идея метода дерева целей. Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.
Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры. Деловые игры — метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.