В настоящее время в МП отсутствует единый нормативный документ, в котором были бы решены все аспекты иерархического соотношения норм.
Правовые основы для решения этого вопроса можно найти в ряде источников МП:
- Устав ООН1945 г.;
- Статут Межд-ого суда ООН 1945 г.;
- Венская конвенция о праве межд-х дог-ров 1969 г.;
- Венская конвенция о представительстве гос-в и соотношении с международными организациями универсального характера 1975 г.;
- Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении дог-ров 1978 г.;
Анализируя иерархичность норм МП возникает проблема соотношения дог-рных и обычных норм. Можно выделить три основных подхода в соотношении обычая и дог-ра:
1. Признание безусловного приоритета обычая. Суть данной теории заключается в том, что основанием обязательности нормы межд-ого дог-ра является императивная норма обычного МП «pacta sunt servanda».
2. Безусловный приоритет дог-ра над обычаем. Основывается на утрате обычаем своего значения для регулирования отношений, динамизме международной жизни, при котором обычаи не успевают складываться, а также значительном росте норм дог-рного характера.
|
|
3. Доминирующим является подход, согласно которому дог-р и обычай имеют одинаковую юридическую силу, являются самостоятельными и независимыми друг от друга источниками.
Выделяют точку зрения в соответствии с которой существует иерархия внутридог-рного МП. В частности, высказывается такая точка зрения: на вторую ступеньку после норм Устава ООН следует поставить нормы уставов различных организаций.
При соотношении норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних межд-х дог-рах в теории возникает вопрос приоритета их действия. Существуют две точки зрения.
1)рассматривая соотношение между общим и особым (партикулярным) правом, следует руководствоваться принципом национального права – «in toto jure genus per speciem derogatum» (во всем праве родовое отменяется видовым), в силу которого норма партикулярного права превалирует над общим дог-ром, а последний – над обычным правом.
2) все международные дог-ры, как двусторонние, так и многосторонние, заключаемые гос-вом на одном и том же уровне, не могут ipso facto иметь приоритет друг перед другом.
Условную иерархию норм МП можно проследить в порядке применения межд-х дог-ров. Так, ст. 30 Венской конвенции о праве межд-х дог-ров закрепляет последовательное применение заключенных дог-ров, относящихся к одному и тому же вопросу. Первое правило состоит в том, что договаривающиеся гос-ва сами устанавливают приоритет между предыдущим и последующим дог-ром. Для этого в предыдущий или во вновь принимаемый дог-р они должны поместить коллизионную норму, устанавливающую такой приоритет.
|
|
Второе правило касается тех случаев, когда все участники предыдущего дог-ра являются также участниками последующего дог-ра, но действие предыдущего дог-ра не прекращено или не приостановлено в соответствие в соответствии со ст. 59. В этом случае предыдущий дог-р может применяться только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего дог-ра.
С учетом изложенного выше внутридог-рную иерархию норм МП можно представить в следующем виде:
- Устав ООН;
- уставы региональных межд-х организаций (для гос-в-участников);
- межгос-венные дог-ры;
- межправительственные дог-ры;
- межведомственные дог-ры.
Нормы jus cogens. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве межд-х дог-ров 1969 г. императивная норма общего МП является нормой, которая принимается и признается международным сообществом гос-в в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего МП, носящей такой же характер. В первую очередь императивными нормами современного МП являются принципы.
Первым элементом, определяющим норму jus cogens является ее принадлежность к общему международному праву. Второй элемент нормы jus cogens составляет недопустимость отклонения от общей нормы нескольких гос-в в отношениях между ними. Третий элемент нормы jus cogens связан с действием такой нормы и состоит в том, что партикулярное отступление нескольких гос-в от нормы jus cogens признается ничтожным с самого начала.